- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Правовое обоснование возможности взимания платы за любой вид
негативного воздействия на окружающую среду
Вопрос:
Наше ОАО и Комитет по охране окружающей среды заключили договор "О работе в области охраны окружающей среды", в котором предусмотрено снижение платы за загрязнение окружающей природной среды при условии финансирования ОАО природоохранных предприятий: при балансовой прибыли до 100 млн руб. и рентабельности не более 25%, а также в случае отсутствия прибыли сумму платежа определить из расчета 25% от суммы фактического платежа за квартал; ежеквартально перечислять на счет внебюджетных государственных экологических фондов 15% от суммы платежей за квартал и 10% от общей суммы платежа в федеральный бюджет. ОАО расплачивается с внебюджетным экологическим фондом путем перечисления денежных средств либо по согласованию сторон - продукцией комбината.
Прокурор области обратился с иском о признании указанных пунктов договора недействительными в связи с принятием решения о корректировке платы неправомочным лицом (комитетом) в размерах и на условиях, не предусмотренных законодательством. Отвечают ли данные положения договора требованиям законодательства, регулирующего вопросы взимания платы за загрязнение окружающей природной среды?
Ответ:
Правовое обоснование возможности взимания платы за любой вид негативного воздействия на окружающую среду дано в ст.20 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов на основании Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды России 26.01.93 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России, регистрационный N 190, взимается с 1993 года.
В соответствии с п.9 данных Инструктивно-методических указаний перечисление платежей за загрязнение осуществляется в соответствии с Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минфином России 22.12.92 N 9-5-12 и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 21.12.92 N 04-04/72-6344 по согласованию с Банком России (в ред. от 11.08.97).
Согласно п.6.1 Инструктивно-методических указаний корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Корректировке подлежат 90% платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.
В связи с изложенным, по нашему мнению, приведенные положения договора, устанавливающие размер платежей за загрязнение окружающей природной среды, отвечают требованиям законодательства, регулирующего вопросы взимания платы за загрязнение окружающей природной среды, за исключением 19%, зачисляемых в федеральный бюджет. Федеральная доля платежей в размере 19% начисляется от нескорректированной суммы платежей.
О.Семенова,
главный специалист отдела налогов и доходов
от использования природных ресурсов Минфина России
"Финансовая газета. Региональный выпуск",
N 39(360), сентябрь 2001 года
28 сентября 2001 года N Э743