- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2001 года
Вывод суда о признании закона субъекта Российской Федерации
о внешнеторговой деятельности недействующим
и не подлежащим применению со дня вступления решения
в законную силу признан правильным
(Извлечение)
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Татарстан от 11 июля 1996 года N 694 "О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан", ссылаясь на то, что он противоречит п."л" ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.ст.3 и 8 Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (в ред. от 10 февраля 1999 года) и ст.1 Федерального закона от 4 января 1998 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".*
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия данного Федерального закона следует читать: "4 января 1999 года". - Примечание .
Верховный суд Республики Татарстан, рассмотрев данное дело в качестве суда первой инстанции, решением от 11 января 2001 года заявление прокурора удовлетворил.
Государственный Совет Республики Татарстан в кассационной жалобе поставил вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права и постановил незаконное решение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 6 марта 2001 года оставила жалобу без удовлетворения, указав следующее.
Верховный суд Республики Татарстан правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый Закон противоречит федеральному законодательству.
Согласно п."л" ст.71 Конституции Российской Федерации внешнеэкономические отношения находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст.3 этого Закона внешнеторговая деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст.8 данного Закона субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" в ст.1 предусматривает, что субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
Между тем Закон Республики Татарстан "О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан" предоставляет республике право самостоятельно определять основы внешнеторговой политики и государственного регулирования внешнеторговой деятельности и принципы ее осуществления и предусматривает, что внешнеторговая деятельность является одной из форм внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый акт противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства, затрагивает полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, поскольку координация международных и внешнеэкономических связей осуществляется на федеральном уровне, и обоснованно признал его недействующим, не подлежащим применению именно на этом основании.
С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного суда Республики Татарстан оставила без изменения, а кассационную жалобу Государственного Совета Республики Татарстан - без удовлетворения.
Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации",
N 3, март 2002 года