- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Законодательство не содержит оснований для понуждения местных
органов власти к принятию имущества в собственность
Вопрос:
На балансе федерального предприятия находится ряд объектов недвижимости, указанных в приложении N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1. Однако городская администрация отказывается принять данные объекты в муниципальную собственность. Существуют ли правовые основания для понуждения ее к этому?
Ответ:
Собственнику имущества принадлежат не только права, но и обязанности, одной из которых является содержание имущества. Бремя содержания имущества ст.210 ГК РФ возложено на его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором. Исходя из этого передача имущества в муниципальную собственность означает перенесение бремени содержания указанного имущества на местный бюджет либо на организации, основанные на муниципальной форме собственности.
Законодательство о разграничении государственной собственности предполагает, прежде всего, согласие получателя имущества на такую передачу. ГК РФ также не содержит оснований для понуждения местных органов власти к принятию имущества в собственность.
На данной позиции основана судебная практика. Так, согласно постановлению ФАС СЗО от 14.12.2000 N 3317 спор о понуждении принять в муниципальную собственность объекты соцкультбыта не подлежит рассмотрению в суде, так как передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется муниципальными образованиями добровольно. Постановлением того же суда от 19.03.2001 N А42-2255/00-7 признан правомерным отказ арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении иска к администрации муниципального образования и Комитету по управлению муниципальным имуществом о понуждении заключить договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность объекта жилищного фонда социального использования, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответчиков заключить спорный договор.
Поэтому с целью освобождения федеральных государственных унитарных предприятий от не свойственных им функций по содержанию объектов соцкультбыта и с учетом интересов муниципальных образований, а также публичных интересов вопрос передачи указанных объектов целесообразно решать на взаимовыгодной договорной основе, предполагающей частичную компенсацию федеральным государственным унитарным предприятием расходов муниципального образования на содержание переданного объекта в первые годы после передачи, а также другие условия, выгодные сторонам договора. Заключение договоров, предусматривающих совместное использование и финансирование объектов соцкультбыта органами местного самоуправления и федеральными государственными унитарными предприятиями, предусмотрено п.3 Положения, утвержденного постановлением N 235.
Ольга Есенина,
начальник отдела Департамента
правового обеспечения Минимущества России
"Экономика и жизнь - ЮРИСТ",
N 11, март 2002 года
29 марта 2002 года N Э919