- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Привлечение средств на целевое финансирование расходов школы,
сверх установленных средних нормативов на развитие материально-технической
базы, является сугубо добровольным
Вопрос:
Правомерно ли взимание денежных средств, полученных на обеспечение, на хозяйственные нужды общеобразовательного учреждения, проведение ремонтных работ, доплату учителям школы?
Школа взимает в фонд школы деньги на ремонт, на оплату охраны в раздевалке и покупку учебников, покупку копировального аппарата. Аппарат фактически куплен и используется не учениками.
г.Петрозаводск
Ответ:
Скорее всего, речь в вопросе идет об образовательном учреждении.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником (ст.9 Закона РФ «О некоммерческих организациях»). Пунктом 3 ст.9 Закона О некоммерческих организациях предусмотрено, что особенности правового положения отдельных видов учреждений могут определяться законом и иными правовыми актами.
Согласно ст.41 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» по договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может работать на условиях самофинансирования.
При этом согласно п.7 ст.39 Закона РФ «Об образовании», образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося.
Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом и являются минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения (п.4 статьи 41 Закона РФ «Об образовании»).
Пунктами 8 и 9 статьи 41 Закона «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение, независимо от его организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов его финансирования за счет средств учредителя.
Согласно ст.44 Закона «Об образовании» развитие материально-технической базы государственного или муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним (бюджетных) и собственных средств.
Таким образом, школа вправе самостоятельно распорядиться переданными ей средствами в виде целевых взносов и пожертвований и направить их на покупку копировального аппарата, ремонт, оплату труда учителей и т.п.
Порядок привлечения дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных услуг регламентируется документом, который упорядочил оказание платных образовательных услуг в учреждениях дошкольного и общего образования. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года N 505 и называется «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (далее - Правила).
Данные Правила, во-первых, распространяются на те государственные и муниципальные учреждения, которые оказывают потребителям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Во-вторых - на негосударственные организации, которые осуществляют платную образовательную деятельность, в том числе и в пределах государственных стандартов. При этом в уставах организаций должны перечисляться платные образовательные услуги, которые они оказывают.
В Правилах приводится довольно лаконичный перечень образовательных услуг, за которые допускается взимать плату. В государственных и муниципальных учреждениях, согласно пункту 4 Правил, к таким услугам причислено обучение по дополнительным образовательным программам, специальным курсам и циклам дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги. В документе также перечислены услуги, которые не могут быть платными. В государственных и муниципальных учреждениях это:
- обучение по основным образовательным программам в классах (группах) с меньшим количеством учеников, чем это установлено;
- обучение по основным общеобразовательным программам и по программам повышенного уровня в общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов, в гимназиях, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с их статусом;
- факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы.
Кроме того, Правила прямо указывают на то, что государственные и муниципальные образовательные учреждения не могут оказывать платные услуги взамен или в рамках основных образовательных и государственных образовательных стандартов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, привлечение школой средств за оказание образовательных платных услуг регламентируется постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года N 505.
Привлечение средств на целевое финансирование расходов школы, сверх установленных средних нормативов на развитие материально-технической базы, является сугубо добровольным, и школа вправе самостоятельно распорядиться переданными ей средствами в виде целевых взносов и пожертвований.
Чуприна М.Н.,
директор по аудиту
ООО "РосЭксперт-Аудит"
11 июня 2002 года N А1462