- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать налоговые платежи
Вопрос:
Правительство РФ провозгласило отмену налогов с выручки. Правомерно ли: 1) установление местного налога на уборку территории в размере 1,5% с выручки; 2) введение постановлением Правительства РФ сбора на содержание структур Минсвязи в виде процента с выручки?
Ответ:
Исчерпывающий перечень местных налогов установлен статьей 15 Налогового кодекса РФ, которая вводится в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ и признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" - см. Вводный закон к части первой НК РФ. Однако до указанного момента продолжает действовать статья 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" ("Местные налоги"). Согласно подпункту х) пункта 1 указанной статьи Закона РФ к местным относится сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти - местными Советами народных депутатов. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи сбор за уборку территорий может устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор не подлежит введению, если на территории соответствующего субъекта РФ введен налог с продаж.
Следует отметить, что в свете обширной практики Конституционного Суда РФ есть все основания полагать, что сбор за уборку территорий можно признать не установленным надлежащим образом и потому не подлежащим уплате.
Конституционный суд РФ не раз указывал, что согласно статье 75 (часть 3) Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, к которым относятся в том числе налоговая ставка и сроки уплаты налога (пункт 4 мотивировочной части постановления от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году"; пункт 3 мотивировочной части постановления от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; пункт 8 мотивировочной части постановления от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж", пункт 2 мотивировочной части определения от 10 апреля 2002 года по жалобе гражданина Борисова Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год"). При этом Конституционный Суд РФ исходит из той точки зрения, что вне зависимости от вида налога (федеральный, региональный, местный) на федеральном уровне должна быть установлена максимальная ставка налога (сбора). В отношении сбора за уборку территорий законодателем это не сделано.
Что касается Вашего второго вопроса, то следует сказать, что Правительство РФ вообще не вправе устанавливать налоговые платежи. Налоги и сборы согласно Конституции РФ и Налогового кодекса РФ являются законно установленными только в том случае, когда они установлены законом.
А.Е.Смирнов,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64
5 августа 2002 года N Ю2193