- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Ответственность за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии
или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем
Вопрос:
Необходимо ли банку сообщать в налоговый орган об открытии/закрытии ссудных, депозитных счетов, открываемых /закрываемых подразделениями банка своим клиентам, принимая во внимание, что пункт 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей, упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" на сегодняшний день не отменен?
Ответ:
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей, упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" установлено, что при открытии банковского счета предприятия банк или иная кредитная организация обязана незамедлительно известить об открытии счета налоговый орган, в котором предприятие состоит на учете.
Действительно, формально указанная выше норма Указа Президента в настоящее время не отменена. Однако при определении возможности ее применения необходимо учесть следующие существенные моменты.
Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, урегулированы более поздним по времени издания актом, имеющим, кроме того, большую юридическую силу, - Налоговым кодексом РФ. В соответствии со статьей 86 Налогового кодекса РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. При этом для целей Налогового кодекса РФ пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ дано определения понятия "счет (счета)". Согласно указанной норме под счетом (счетами) следует понимать расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Договор банковского счета (глава 25 Гражданского кодекса РФ) не является правовым основанием для открытия ни ссудного, ни депозитного счета. Основаниями открытия таких счетов являются кредитный договор (параграф 2 главы 42 Гражданского кодекса РФ) и договор банковского вклада (глава 44 Гражданского кодекса РФ) соответственно. Следовательно, обязанность, предусмотренная статьей 86 Налогового кодекса РФ, не распространяется на порядок открытия клиентам банка ссудных и депозитных счетов.
Что касается позиции налоговых органов, выраженной, в частности, в письмах МНС РФ от 29 января 2001 года N 05-1-11/639-А802 и от 26 апреля 2000 года N 12-1-05/712@, то необходимость применения пункта 7 Указа Президента РФ N 1212 обосновывается ими ссылкой на часть первую статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", согласно которой федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса. Однако на это можно выдвинуть сразу несколько возражений.
В части первой статьи 7 указанного Федерального закона речь идет не об актах Президента РФ и органов исполнительной власти РФ, а об актах Федерального Собрания РФ (а также Верховного Совета РФ) как высшего законодательного органа страны: федеральных законах, законах РФ и РСФСР, постановлениях Верховного Совета РФ и РСФСР. Такой вывод подтверждается ссылкой в указанной статье на статью 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", которой отменяются акты Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РФ. Кроме того, Федеральное Собрание РФ не наделено полномочиями по отмене актов Президента РФ и органов исполнительной власти РФ. Следовательно, в части первой статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" не только не идет, но и не может идти речь об отмене указов Президента РФ.
В данном случае следует руководствоваться не частью первой, а частью второй статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", в соответствии с которой изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет сделать однозначный вывод о том, что вопросы возложения на банки обязанностей по уведомлению налоговых органов об открытии счетов могут быть урегулированы только актами законодательства о налогах и сборах РФ - Налоговым кодексом РФ и (или) принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах (статья 1 Налогового кодекса РФ). Во-первых, статьей 2 Налогового кодекса РФ определен предмет регулирования законодательства о налогах и сборах. Среди отношений, регулируемых им, указанной статьей названы отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Во-вторых, статья 86 Налогового кодекса РФ, регулирующая вопросы уведомления банками налоговых органов об открытии счетов налогоплательщикам, расположена в главе 14 Кодекса (Налоговый контроль). Следовательно, законодатель исходит из того, что отношения, связанные с осуществлением таких уведомлений, относятся к числу отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля. Исходя из указанных соображений и принимая во внимание тот факт, что отношения, связанные с уведомлениями банками налоговых органов об открытии счетов налогоплательщикам, уже урегулированы федеральным законом (статья 86 Налогового кодекса РФ), в силу части второй статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" пункт 7 Указа Президента N 1212 фактически прекратил свое действие и не может применяться.
Даже если исходить из логики налоговых органов и признать правомерность ссылок на часть первую статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", нельзя не обратить внимание, что акты, о которых идет речь в этой норме, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса. Критерии несоответствия нормативных правовых актов Налоговому кодексу РФ установлены статьей 6 Налогового кодекса РФ, согласно пункту 1 которой нормативный правовой акт признается несоответствующим Кодексу, в частности, если он:
- изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом (в данном случае содержание обязанностей банков, предусмотренных пунктом 7 Указа Президента РФ N 1212, значительно шире соответствующих обязанностей, установленных статьей 86 Налогового кодекса РФ);
- изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом (что также имеет место в данном случае);
- изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе (содержание термина "счет", используемого в Указе Президента РФ N 1212, значительно шире соответствующего понятия, определенного пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ).
Ввиду изложенного, даже если при ответе на вопрос о том, подлежит ли применению в настоящее время пункт 7 Указа Президента РФ N 1212, руководствоваться частью 1 статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", следует дать отрицательный ответ, т.к. данная норма Указа противоречит (не соответствует) Налоговому кодексу РФ.
В заключение отметим еще одну немаловажную деталь. Ответственность за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем установлена пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса РФ. Однако указанная ответственность может быть применена к банку только при невыполнении им требований статьи 86 Налогового кодекса РФ, но не Указа Президента N 1212. Не установлена ответственность банков за неисполнение пункта 7 Указа Президента РФ N 1212 и какими-либо другими актами законодательства РФ, в том числе и самим Указом N 1212. Следовательно, ответственность к банку в данном случае не может быть применена вообще. С другой стороны, подобная ситуация является свидетельством того, что соответствующая обязанность в данном случае вообще не установлена.
А.Е.Смирнов,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64
3 сентября 2002 года N Ю2260