- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Документы по определению класса токсичности
Вопрос:
Как соотносятся документы по определению класса токсичности:
1. Временный классификатор токсичных промышленных отходов. Методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов. Минздрав СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике от 13.05.87 N 4286-87.
2. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511.
Какой из этих документов имеет приоритет? Каким из них следует руководствоваться?
Ответ:
В настоящее время законодательство Российской Федерации регулирует рассматриваемую проблему следующим образом.
В Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под термином "опасные отходы" понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Следовательно, токсичность является лишь составной частью понятия "опасные отходы", в связи с чем установлено требование разделения опасных отходов на классы опасности в зависимости от их вредного воздействия на окружающую среду (экологические требования, определение опасности для окружающей природной среды) и здоровье человека (гигиенические требования, определение опасности для здоровья человека) в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (статья 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Более того, статья 7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами.
Поскольку компетенция федеральных органов исполнительной власти регулируется прежде всего Положением о них либо иными нормативными правовыми актами, прямо устанавливающими специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в той или иной области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 года N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, а также единственным федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным государственным органом, в пределах своей компетенции, - в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных), коим ни одна из служб Министерства здравоохранения Российской Федерации не является. Также основной задачей Министерства природных ресурсов Российской Федерации является координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и обращения с отходами (за исключением радиоактивных), в соответствии с чем Министерство природных ресурсов Российской Федерации организует и осуществляет функции в области реализации государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе контроля за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами (за исключением радиоактивных).
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды и которые, в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, которым, как сказано выше, является исключительно Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД в государственной регистрации не нуждается) установлено пять классов опасности для окружающей природной среды - чрезвычайно опасные (1), высокоопасные 2, умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5). Также отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. Экспериментальный метод используется в том числе и при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности опасных отходов, полученного расчетным методом. Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.
Установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", является, в свою очередь, исключительной компетенцией федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 года N 659 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору).
В соответствии с условиями, определенными Временным классификатором токсичных промышленных отходов и Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов, утвержденными Минздравом СССР и ГКНТ СССР 13 мая 1987 года N 4286-87, Инструкцией Минздрава СССР от 18 декабря 1984 года N 3170-84 "Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обуславливающее отнесение этих отходов к категории по токсичности", срок действия данных документов 5 лет, после чего они подлежат пересмотру, т.е. в 1989 году и 1992 году соответственно, чего не сделано до сих пор. И то, что в 1999 году Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России был выпущен Перечень основных действующих нормативных и методических документов в области гигиены труда, куда включен и Временный классификатор токсичных промышленных отходов 1987 года, не прибавляет легитимности этому документу. Поскольку в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля N 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 1999 года, рег. N 1835, а также приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 февраля 2001 года N 21 "О порядке опубликования постановлений, предписаний Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2001 года, рег. N 2581, Временный классификатор токсичных промышленных отходов и Методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов, утвержденные Минздравом СССР и ГКНТ СССР 13 мая 1987 года N 4286-87, Инструкция Минздрава СССР от 18 декабря 1984 года N 3170-84 "Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обуславливающее отнесение этих отходов к категории по токсичности" не переподписаны (не переутверждены), не представлены на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации и официально не опубликованы, то следовательно, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные документы нельзя ссылаться при разрешении споров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти поручено разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие в том числе и правила отнесения отходов к конкретному классу опасности. В настоящее время такой проект разработан, но не согласован и не утвержден.
Следовательно, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору) в настоящее время не располагает нормативным правовым актом, регламентирующим критерии безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (часть I) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах (плата за размещение отходов является сбором (пункт 2 статьи 8) толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (пункт 7 статьи 3). Кроме того, налоговое законодательство не предусматривает также согласование налогов и сборов с кем бы то ни было.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 "Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
В перечне документов, представляемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для утверждения лимитов на размещение отходов, какое-либо согласование их с иными федеральными органами исполнительной власти не предусмотрено.
На основании изложенного:
1. санитарно-эпидемиологические службы не вправе устанавливать класс опасности для окружающей природной среды. Это прямая компетенция Министерства природных ресурсов Российской Федерации (его территориальных органов). Временный классификатор токсичных промышленных отходов и Методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов, утвержденные Минздравом СССР и ГКНТ СССР 13 мая 1987 года N 4286-87, Инструкция Минздрава СССР от 18 декабря 1984 года N 3170-84 "Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обуславливающее отнесение этих отходов к категории по токсичности" не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные документы нельзя ссылаться при разрешении споров;
2. необходимо подтвердить, т.е. самостоятельно (если есть специализированная аккредитованная лаборатория либо по договору с таковой) и за счет собственных средств определить класс опасности отходов, образующихся на предприятии в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (в государственной регистрации не нуждается, заключение Минюста России от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД; опубликован в соответствии с абзацем 5 пункта 25 приказа Минюста России от 14 июля N 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" в газетах МПР России "Природно-ресурсные ведомости", сентябрь, 2001, "Спасение", июль, 2001, и в межотраслевом информационно-аналитическом журнале "Вторичные ресурсы");
3. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (часть I) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах (плата за размещение отходов является сбором (пункт 2 статьи 8) толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (пункт 7 статьи 3). Кроме того, налоговое законодательство не предусматривает также согласование налогов и сборов с кем бы то ни было;
4. в случае получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (в случае технологического процесса "отход"-"сырье"), при получении которой необходимо санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека таких видов деятельности, как хранение и захоронение (размещение) отходов производства и потребления. На этом все отношения по согласованию с санитарно-эпидемиологическими службами заканчиваются.
АНО
Специализированное юридическое бюро "ЭКОправо"
Москва, а/я 117,
тел./факс: (095) 277-13-29
[email protected]
4 сентября 2002 года N Ю2294