- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Органы налоговой полиции полномочны проводить проверки налогоплательщиков
в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налоговых преступлений
Вопрос:
Прошу разъяснить, в каких случаях и в каком порядке организация может быть подвергнута проверке со стороны органов налоговой полиции?
Московская обл.
Ответ:
В соответствии с подп.5 п.2 ст.36 НК РФ органы налоговой полиции полномочны проводить проверки налогоплательщиков в соответствии с законодательством РФ при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налоговых преступлений.
По результатам проверки составляется акт, на основании которого органами налоговой полиции принимается решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Проверки, проводимые органами налоговой полиции, не названы налоговыми, а следовательно, на них не распространяются положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие порядок проведения налоговых проверок.
Данное обстоятельство не случайно и обусловлено содержащимся в НК РФ запретом на проведение повторных выездных налоговых проверок. Предоставление права проведения выездных налоговых проверок как налоговым органам, так и органам налоговой полиции исключало бы возможность после проведенной выездной налоговой проверки проведения аналогичной проверки органами налоговой полиции и наоборот.
Однако иного порядка проведения проверок налогоплательщиков действующее законодательство на сегодняшний день не предусматривает.
Таким образом, получив соответствующие права, органы налоговой полиции оказались не связаны какими-либо процессуальными нормами, обязательными для них в ходе проведения проверки.
Практически вплоть до декабря 2001 года порядок назначения, сроки и порядок проведения проверок налогоплательщиков органами налоговой полиции произвольно определялся должностными лицами этих органов. Вопрос был отчасти урегулирован введением в действие в ноябре 2001 года Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной приказом ФСНП России от 25 июня 2001 года N 285 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2001 года, регистрационный номер 2966).
Хотя законодательно вопрос о порядке проведения проверок налогоплательщиков органами налоговой полиции так и остается неурегулированным, указанная Инструкция является нормативным документом, обязательным для исполнения всеми органами налоговой полиции.
Фактически Инструкция закрепляет для проверок налогоплательщиков, проводимых органами налоговой полиции, все основные процессуальные нормы, установленные НК РФ для проведения выездных налоговых проверок.
Проверка проводится на основании постановления, вынесенного начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно-розыскную деятельность. Проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику или его законному представителю указанное постановление и удостоверения сотрудников налоговой полиции.
В отличие от постановления налогового органа на проведение выездной налоговой проверки приведенная в приложениях к Инструкции форма постановления о проведении проверки федеральным органом налоговой полиции не содержит указаний на предмет проверки и проверяемый период. Вместе с тем в соответствии с пунктами 3, 4 Инструкции проверка налогоплательщика может осуществляться только за истекшие налоговые периоды, установленные действующим законодательством РФ применительно к конкретным налогам, и не может продолжаться более двух месяцев.
На основании мотивированного рапорта лиц, осуществляющих проверку, срок ее проведения может быть увеличен до трех месяцев начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно-розыскную деятельность.
Установленный Инструкцией порядок проведения в ходе проверки отдельных мероприятий (обследования территорий и помещений налогоплательщика, производство изъятия документов и предметов и др.) полностью аналогичен порядку проведения соответствующих мероприятий, установленному НК РФ для выездных налоговых проверок.
Однако при этом в отличие от должностных лиц налоговых органов проводящие проверку должностные лица органов налоговой полиции обладают как представители правоохранительных органов правом беспрепятственного доступа в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местностей независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), с целью их обследования.
Следует иметь в виду, что обследование является процессуальным действием, которое должно производиться в обязательном присутствии понятых и с составлением соответствующего акта.
Акт по результатам проверки должен быть составлен не позднее срока окончания проверки, причем составление акта обязательно независимо от результатов проверки, то есть и в том случае, когда каких-либо правонарушений проверкой не выявлено.
Проверка считается законченной с момента подписания акта всеми проверяющими. Один экземпляр акта вручается налогоплательщику под расписку или направляется по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки. Решение по акту проведенной проверки должно быть принято в срок не более трех, а в исключительных случаях - не более десяти суток со дня окончания проверки.
В.Коровкин, доцент ВГНА МНС РФ
"Вопрос-Ответ", июль 2002 года
21 августа 2002 года N Э1590