- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Отнесение затрат по ГСМ, расходуемым в процессе
эксплуатации автомобиля
Вопрос:
При аренде автомобиля у работника, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по договору аренды или на основании договора безвоздмезного пользования происходит списывание ГСМ по действующим нормам и оформленным путевым листам на затраты организации по статье "прочие расходы". Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях не покрывает реальные затраты. Возможно ли списывать расходы по ремонту автомобиля аналогичным образом? Если такое возможно, то какая форма договора наиболее приемлема?
г.Йошкар-Ола
Ответ:
Общие положения об аренде транспортных средств без экипажа отражены в Гражданском кодексе, гл.34, § 3, п.2. В ней, в частности, предусмотрено, что по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное пользование [ст.642]. Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта [ст.644]. Арендатор также несет расходы по содержанию арендованного транспортного средства, его страхованию, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором аренды [ст.646].
По договору безвозмездного пользования одна сторона передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором [ст.689]. Получатель вещи обязан поддерживать ее в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования [ст.695].
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Министерством транспорта РФ 29 апреля 1997 года, носят рекомендательный характер.
Затраты по ГСМ, расходуемым в процессе эксплуатации автомобиля, а равно и затраты на капитальный и текущий ремонт могут считаться обоснованными, и их следует рассматривать как "прочие расходы, связанные с производством и реализацией" [ст.264 НК РФ]. В случае заключения организацией договора аренды на основное средство отнесение расходов на себестоимость по ремонту такого объекта прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ [ст.260].
Николай Моисеев,
консультант Объединенной Консалтинговой Группы
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64, тел.: (812) 325-4860,
Москва, Лялин пер. 11/13, тел.: (095) 916-23-06,
[email protected], moscow@okgru.com
24 сентября 2002 года N А1600