- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Вопрос:
Вправе ли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачислять эти средства в счет указанных платежей?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2002 года N 04-07-14/19
[Установление исполнительными органами субъектов Российской Федерации льгот по уплате платежей за пользование природными ресурсами, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, неправомерно]
Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на основании нормативного документа "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (утв. Минприроды России 26.01.93 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России, регистрационный N 190) взимается с 1993 года.
Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 27 ноября 1992 года.
Коэффициент индексации ставок платы рассчитывается ежегодно Государственным комитетом по экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации).
Кроме того, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации к базовым нормативам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов были установлены повышающие фиксированные коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территории экономических районов Российской Федерации. Также установлены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек.
Все коэффициенты могут увеличиваться для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, а также на территориях, включенных в международные конвенции, - до двух раз. А для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20 процентов.
В соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России 26.01.93 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России, регистрационный N 190, в ред. приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77) и Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов МПР России осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей, а также по согласованию с территориальными органами МПР России и Госсанэпиднадзора России могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной или культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней.
Согласно п.2 ст.19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Статьей 19 вышеназванного Закона платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Согласно ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
При этом предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации льгот по федеральным налогам, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установление исполнительными органами субъектов Российской Федерации льгот по уплате платежей за пользование природными ресурсами, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, неправомерно.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.Салина
Текст документа сверен по:
"Бухучет на автотранспортных предприятиях",
N 7, 2002 год