- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Предприятие выполняет работы по государственному контракту. Порядок налогообложения
Вопрос:
Между нашей организацией и Министерством образования России заключены государственные контракты в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной среды 2001-2005 годов"
По условиям госконтрактов наша организация должна обеспечить целевое использование средств по смете, утвержденной в двустороннем порядке в рамках экономической классификации.
Первоначальный авансовый платеж составляет 20% от общего объема финансирования, затем за выполнение этапа следует оплата. Какие налоги мы должны платить с госконтрактов?
г.Москва
Ответ:
1. Налог на прибыль.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования, в частности, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования:
в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Сразу же отметим, что на сегодняшний день Правительством РФ утвержден только перечень международных и иностранных организаций, которыми могут быть предоставлены гранты, не подлежащие налогообложению.
Следовательно, средства, получаемые от Министерства образования России не могут быть для целей налогообложения признаны грантами.
Пунктом 1.15 комментариев к статье 251 НК РФ Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, разъясняется, что средства целевого финансирования направляются конкретным организациям - получателям согласно утвержденным целевым программам. Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности. Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ.
В соответствии со статьей 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, если Ваше предприятие является бюджетной организацией и получает бюджетные средства на финансирование деятельности предприятия на основании сметы доходов и расходов, то полученные бюджетные средства налогом на прибыль не облагаются.
Из вопроса следует, что между Министерстом образования и предприятием заключен контракт (хозяйственный договор). Предусмотрен авансовый платеж и поэтапная приемка выполненных работ.
Поэтому, на наш взгляд, имеет место не бюджетное финансирование деятельности бюджетной организации, но выполнение работ по договору подряда (глава 37 ГК РФ), в частности, выполнение работ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (§ 5 главы 37 ГК РФ).
Следует различать выполнение работ для государственных нужд, заказчиком которых выступают государственные органы или организации, ими уполномоченные, и финансирование деятельности бюджетной организации на основании сметы доходов и расходов бюджетной организации.
Однако, помимо перечисленного, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно статьи 69 Кодекса предоставление бюджетных средств коммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
Учитывая изложенное, в случае, если Ваше предприятие получает бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий год, то есть является бюджетополучателем, получаемые средства для целей исчисления налога на прибыль доходом не признаются.
В противном случае, доходы от реализации выполненных в рамках государственных контрактов работ за вычетом соответствующих расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
2. Налог на пользователей автодорог.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере, в частности, одного процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), следовательно, выручка от реализации работ, выполняемых в рамках государственных контрактов, является объектом обложения налогом на пользователей автодорог.
3. Налог на имущество предприятий.
Подпунктом а) пункта 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" предусмотрено, что данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
Таким образом, в случае, если Ваше предприятие является бюджетной организацией, имущество, находящееся на балансе организации, приобретенное (созданное), в том числе и в связи с выполнением работ в рамках государственных контрактов, налогом на имущество не облагается.
В случае, если Ваше предприятие, не будучи бюджетной организацией, выполняет работы по государственному контракту, имущество предприятия облагается налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.
4. Налог на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунтом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, в частности, операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Пунктом 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в ред. от 17.09.2002), разъясняется, что при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
Основанием для освобождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае, если средства для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.
При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, основанием для освобождения этих работ является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования.
При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, в случае, если они также являются учреждениями образования и науки.
Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании".
Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе хозяйственных договоров, от налога не освобождаются.
Таким образом, в случае, если Вашим предприятием выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, и имеется договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес Вашего предприятия о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ, то выручка от реализации выполняемых в рамках государственных контрактов работ налогом на добавленную стоимость не облагается, применяется освобождение от налога.
В случае, если Ваше предприятие является учреждением науки, то есть соответствует вышеперечисленным критериям, то выручка от реализации работ, выполняемых на основе государственных контрактов, освобождается от обложения НДС, независимо от источника финансирования.
Н.В.Керенцева.,
аудитор Объединенной Консалтинговой Группы
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64, тел.: (812) 325-4860,
Москва, Лялин пер. 11/13, тел.: (095) 916-23-06,
[email protected], moscow@okgru.com
16 ноября 2002 года N А1662