- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
О предварительном согласии антимонопольного органа
на изменение уставного капитала кредитной организации
Вопрос:
В целях точного соблюдения закона необходимо четко знать, что требует нормативный акт. Толкование норм права министерствами и ведомствами не должно противоречить закону. Законно ли обязательное требование при изменении уставного капитала кредитной организации (независимо от размера) предварительного согласия антимонопольного органа?
Ответ:
Согласно ст.21 Закона РФ от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон) государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом на рынке банковских услуг совместно с ЦБ РФ.
Нередко приходилось сталкиваться с ситуацией, когда у банков с уставным капиталом менее 160 млн рублей, подающих документы в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы, связанные с изменением размера уставного капитала, требовали представления предварительного согласия антимонопольного органа. Получение такого согласия - дело довольно-таки хлопотное, причем на практике необходимо подготовить документы с учетом приказов МАП от 28.02.2001 N 210 и от 22.07.97 N 100 (в ред. от 11.03.99). На чем основано такое требование?
Согласно письму ЦБ РФ от 05.04.2002 N 39-Т "Об использовании в работе письма МАП России" направлено письмо МАП России "О порядке получения согласия антимонопольных органов" от 18.02.2002 N АК/2362, которое предлагалось довести до сведения кредитных организаций. В документе "МАП России подтверждает, что кредитные организации вне зависимости от размера их уставного капитала должны обращаться в антимонопольный орган с ходатайствами о получении предварительного согласия в случае изменения величины уставного капитала, в том числе при выпуске ценных бумаг.
Для иных сделок, указанных в ст.16 Закона N 117-ФЗ (приобретение более 10% активов или более 20% акций (долей в уставном капитале), установлены требования к размеру уставного капитала кредитной организации, в зависимости от величины которого определен предварительный или уведомительный порядок дачи согласия на совершение таких сделок антимонопольными органами".
В июле 2002 года были внесены изменения и дополнения в Инструкцию ЦБ РФ N 75-И. Согласно новой редакции п.17.4 кредитные организации вне зависимости от размера их уставного капитала должны представлять заключение антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил в случаях, установленных законодательством (абзац введен Указанием ЦБ РФ от 05.07.2002 N 1177-У).
Вместе с тем согласно ст.16 Закона государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:
- приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20% акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
- создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации и пр.
Статья 17 упомянутого Закона закрепляет, что в случаях, если размер уставного капитала финансовой организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, превышает размер, определенный Правительством РФ, на совершение сделок, указанных в ст.16, требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа.
Приказ МАП России от 28.02.2001 N 210 "Об утверждении положения о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций)" в п.2.2 устанавливает, что если размер уставного капитала финансовых организаций, на которые распространяются требования пункта 1.1, не превышает размера, определенного Правительством РФ, финансовые организации в случаях, предусмотренных пунктом 2.1, направляют уведомление в антимонопольные органы в течение 30 дней после совершения указанных сделок.
Напрашивается вывод: обязательность получения предварительного согласия зависит от размера уставного капитала кредитной организации. Если он превышает размер, установленный Правительством, то требуется предварительное согласие.
Пункт 4 постановления Правительства РФ от 07.03.2000 N 194 гласит: "Установить, что юридические или физические лица обязаны получить предварительное согласие федерального антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению более 10% активов или более 20 % акций (долей в уставном капитале) финансовой организации в случае, если размер уставного капитала такой организации превышает: 160 млн рублей - в отношении кредитной организации". Иных постановлений Правительства РФ по данному вопросу обнаружить не удалось.
Получается, что в постановлении Правительства N 194 установлен размер уставного капитала только для двух видов сделок: приобретение более 10% балансовой стоимости активов и более 20% долей в уставном капитале. Тогда для других сделок размер не установлен и нельзя превысить то, чего нет.
Подзаконные акты и разъяснения не должны противоречить закону. Государственный контроль осуществляется в случаях, указанных в ст.16 Закона, при этом изменения уставного капитала отнесены к категории "приобретение активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций".
Обращаем внимание на то, что ст.16 Закона выделяет в отдельные абзацы изменение уставного капитала и приобретение более 20% долей. То есть государственному контролю подвергается не только приобретение более 20% долей (акций), но и приобретение менее 20% долей (акций), приводящее к изменению уставного капитала. При этом способ государственного контроля - предварительное согласие либо последующее уведомление - зависит от того, как Правительство установит размер уставного капитала (ст.17 Закона).
Проводя комплексный анализ нормативных актов, обнаруживаем, что в соответствии со ст.32 Закона "О банках и банковской деятельности" приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций, не должны противоречить антимонопольным правилам.
Приказы N 210 и N 100 ничего не говорят о необходимости предварительного согласия вне зависимости от размера уставного капитала банка. В них установлены не основания представления ходатайств, а порядок их подачи и согласования.
Самое главное то, как сформулированы нормы ст.16, 17 Закона, проанализированные выше.
Приказ МАП N 210 предусматривает (п.2.3), что в случаях, когда финансовые организации должны направить последующее уведомление о совершении сделок в соответствии с п.5 ст.19 Закона, они вправе (но не обязаны) предварительно запросить согласие антимонопольных органов на совершение указанных сделок. Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных нормативных актов не удалось обнаружить законного основания для обязательного предварительного согласия антимонопольного органа на изменение уставного капитала кредитной организации независимо от размера ее уставного капитала. Возможно, выводы МАП России, доведенные ЦБ РФ документом N 39-Т, строятся на иных аргументах.
Елена Васильева,
магистр частного права,
Уральское отделение РШЧП
"ЭЖ-Юрист", N 38, 2002 год
30 октября 2002 года N Э2052