- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 ноября 2002 года N 1283
Об итогах служебной проверки в отношении должностных
лиц Ярославской таможни
Во исполнение приказа ГТК России от 24.10.2002 N 1140 комиссия ГТК России с 29 октября по 19 ноября 2002 года провела служебную проверку в отношении должностных лиц Ярославской таможни, поводом для проведения которой послужили результаты анализа базы данных ГТД ЕАИС ГТК России, свидетельствующие о низком уровне декларирования таможенной стоимости товаров на таможенном посту Аэропорт Ярославль в регионе деятельности Ярославской таможни.
С сентября 2002 года на таможенном посту в основном производилось таможенное оформление товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в адрес ООО "Садко". Установлено, что при этом должностные лица таможенного поста "Аэропорт Ярославль" допускали многочисленные нарушения законодательства о таможенном деле, нормативных и иных правовых актов ГТК России.
В нарушение требований приказа ГТК России от 05.08.2002 N 827 "Об усилении таможенного контроля за достоверностью сведений, заявляемых при таможенном оформлении" и телетайпограммы ГТК России от 09.09.2002 N ТФ-4197 должностные лица таможенного поста неоднократно осуществляли выпуск товаров для свободного обращения без согласования с начальником поста при наличии признаков вероятности нарушения таможенных правил с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, позволяющих отнести товарные поставки к рисковым. В свою очередь Г.Н.Яковлев, исполнявший обязанности начальника таможенного поста Аэропорт Ярославль, не контролировал деятельность подчиненных должностных лиц и не обеспечил неукоснительного исполнения требований приказа ГТК России от 05.08.2002 N 827.
Все товарные поставки в проверяемом периоде осуществлялись ООО "Садко" в рамках внешнеторгового договора от 29 июля 2002 года N SА-НС/2907, заключенного между фирмой "HYOSUNG CORPORATION" (Корея), в котором не оговорены существенные условия сделки, не определен четко предмет договора, отсутствует перечень товаров на ассортиментном уровне с указанием его количества и цены за единицу каждого товара. Следует отметить, что существенные условия сделки в данном договоре определены для каждой поставки отдельно, что характеризует данный договор как рамочный, признаки которого приведены в таблице 7 приложения к приказу ГТК России от 11.07.96 N 436 "О мерах по усилению контроля таможенной стоимости". Несмотря на то что товарные поставки в адрес ООО "Садко" осуществлялись на основании рамочного контракта, С.В.Кубарская и Е.В.Богова, таможенные инспекторы таможенного поста, не передавали документы к ГТД после завершения таможенного оформления товаров для последующего контроля таможенной стоимости по данной сделке, в отдел контроля таможенной стоимости Центрального таможенного управления, чем систематически нарушали требования подпункта "а" пункта 2.8 приложения 1 к приказу ГТК России от 29.12.95 N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю".
В нарушение требований пункта 2.2 Временного положения о распределении компетенции по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней, утвержденного приказом ГТК России от 29.12.95 N 796 (далее - Временное положение), а также пункта 1.4 Положения о порядке и условии заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Положение) и пункта 2.8 Инструкции по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 05.01.94 N 1, С.В.Кубарская и Е.В.Богова в ходе проведения таможенного оформления не осуществляли проверку правильности заявления таможенной стоимости товаров в соответствии выбранным методом определения таможенной стоимости и не осуществляли анализ документов, предъявленных декларантом для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товаров на предмет их достоверности и достаточности, о чем свидетельствуют многочисленные расхождения по одним и тем же показателям в различных документах. В нарушение требований пункта 2.2 Временного положения, разграничивающего полномочия таможенных органов по контролю таможенной стоимости в случаях наличия в документах разночтений по одним и тем же показателям, С.В.Кубарская и Е.В.Богова не осуществляли передачу документов в отдел контроля таможенной стоимости Ярославской таможни для принятия решения относительно таможенной стоимости товаров в процессе таможенного оформления.
В нарушение требования пункта 2.3 Временного положения указанные должностные лица не осуществляли сбор дополнительной информации, необходимой для выяснения всех обстоятельств сделки, повлиявших на цену сделки, а также для подтверждения всех элементов таможенной стоимости.
Несмотря на имеющиеся несоответствия аналогичных и взаимосвязанных показателей в различных документах (вес, количество, стоимость товара и номер контракта), а также разночтения условий заключения сделки в различных статьях внешнеторгового договора, указанные должностные лица в нарушение требований пунктов 2.4, 2.5 Положения не требовали и соответственно не исследовали необходимые и дополнительные документы относительно особенностей заключения сделки и условий перемещения товара (официально заверенная калькуляция транспортных расходов, упаковочные листы, сертификаты, предусмотренные контрактом, договоры с третьими лицами, счета за комиссионные брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром, и другие документы).
Представленные к таможенному оформлению инвойсы, которые являются документами, отражающими финансовое урегулирование сторон, не содержат порядка и условий оплаты за поставленный товар, банковских реквизитов продавца и покупателя и зачастую выставлены организациями, не являющимися стороной (участниками) внешнеторговой сделки.
Изложенное свидетельствует о том, что С.В.Кубарская и Е.В.Богова неправомерно принимали таможенную стоимость на необоснованно низком уровне, рассчитанном по первому методу таможенной оценки без достаточного документального подтверждения, без дополнительного расследования всех обстоятельств сделки на предмет выявления условий, повлиявших на формирование низкой цены сделки.
Примерами, подтверждающими выводы комиссии ГТК России служат комплекты документов к ГТД N 10117060/171002/0002009, 10117060/241002/0002106, 10117060/171002/0002015, 10117060/161002/0001994, 10117060/171002/0002022, 10117060/290802/0001587, 10117060/171002/0002015, 10117060/211002/0002052, 10117060/171002/0002016, 10117060/181002/0002044, 10117060/181002/0002041.
В случаях корректировки таможенной стоимости должностные лица таможенного поста нарушали также требования законодательных, нормативных и иных правовых актов. Так, в нарушение пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", требований пункта 4 Положения о корректировке таможенной стоимости, утвержденного приказом ГТК России от 23.05.2002 N 512, пункта 2.8 приложения 2 к приказу ГТК России от 05.01.94 N 1, корректировка таможенной стоимости по ГТД N 10117060/141002/0001975 была проведена на необоснованном уровне, без соответствующего документального подтверждения произведенных расчетов. При отсутствии всех необходимых документов, определенных пунктом 2.4 Положения, в том числе инвойса, выставленного продавцом товара, а следовательно, без документального подтверждения цены сделки, таможенная стоимость, рассчитанная по первому методу таможенной оценки, была увеличена А.В.Гавриловым, начальником отдела контроля таможенной стоимости, на 10 процентов.
В нарушение пункта 2.8 Положения С.В.Кубарская и Е.В.Богова неправомерно принимали таможенную стоимость на необоснованно низком уровне при наличии всех оснований полагать, что представленные декларантом сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости не являются достоверными и достаточными с учетом рекомендаций письма ГТК России от 03.12.2001 N 0-06/47847дсп.
Таможенная стоимость, заявляемая декларантами и принимаемая в регионе на таможенном посту, в три-пять раз ниже среднерегионального уровня цен, а также цен на мировых рынках на аналогичные и однородные товары, приведенных в информационных письмах ГТК России. Это свидетельствует о невыполнении должностными лицами требований подпунктов 2.9.3 и 2.9.4 пункта 2.9 приложения 2 к приказу ГТК России от 05.01.94 N 1 об использовании информации о ценах в строгом соответствии с назначением каждого вида этой информации и инструктивными и методическими материалами ГТК России по данному вопросу, а также об осуществлении анализа диапазонов отклонения стоимости ввозимых товаров от сложившегося уровня цен на рынках таких товаров и об использовании результатов анализа в процессе контроля их таможенной стоимости. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля должностные лица таможенного поста не учитывали информацию о ценах, доведенную до сведения таможенных органов (письма ГТК России и Центрального таможенного управления), а также не осуществляли проверочные мероприятия, предусмотренные разделом II Временных методических рекомендаций (письмо ГТК от 06.08.2002 N 01-06/31389 дсп).
Так, в соответствии с письмом ГТК России от 25.05.2001 N 01-52/20751 стоимость аккумуляторов производства европейских стран составляет 0,44 - 0,60 евро за один ампер/час емкости. Соответственно минимальная стоимость аккумуляторной батареи емкостью в 60 ампер/час на условиях EXW должна составлять около 27 евро. Таможенная стоимость аккумуляторных батарей производства Германии, принимаемая С.В.Кубарской при отсутствии документального подтверждения достоверности заявленных декларантом сведений, составляла всего 10 евро за штуку при поставки СРТ - Москва. Таким образом, недобор таможенных платежей, например по ГТД N 10117060/090902/0001662, составил около 5500 евро.
Без учета требований письма ЦТУ от 08.07.2002 N 66-11/195000 Е.В.Богова неправомерно приняла таможенную стоимость товара - ванны и душевые кабины из полимерных материалов с гидромассажным оборудованием производства фирмы "Джакузи" - по ГТД N 10117060/1791002/0002022, определенную декларантом по первому методу таможенной оценки, при отсутствии сведений о полном наименовании модели декларируемого товара, его размерах, артикулах и документального подтверждения достоверности заявленных сведений, без обоснования несоответствия стоимости, указанной в товаросопроводительных документах, цене сделки, указанной в приложении к внешнеторговому договору. В результате неправомерного решения таможенная стоимость была занижена в пять раз. Выпуск товаров по указанной ГТД осуществил Г.Н.Яковлев, ведущий таможенный инспектор таможенного поста, с нарушением требований пункта 3.5 приказа ГТК России от 18.05.94 N 206 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП".
При контроле таможенной стоимости декларируемых товаров С.В.Кубарская и Е.В.Богова не учитывали также страны происхождения товаров, различий между потребительскими свойствами разных моделей аналогичных товаров, стоимость сырья, используемого для изготовления изделий и т.д. Так, таможенная стоимость изделий мебели производства фирмы NIERI (Италия) принималась на уровне таможенной стоимости аналогичных товаров производства Польши и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таможенная стоимость аккумуляторных батарей принималась по 10 евро за штуку без учета их емкости (от 40 до 70 ампер/час) и страны-производителя.
При осуществлении контроля таможенной стоимости по ГТД N 1011760/151002/0001982 С.В.Кубарская не осуществила проверку на предмет учета в структуре таможенной стоимости товара всех ее составляющих. Так, при биржевой стоимости алюминия от 1329 до 1456 долларов США за тонну таможенная стоимость готового изделия - полосы алюминиевые для жалюзи толщиной 0,25 мм - была принята на необоснованно низком уровне - 0,80 долларов США за килограмм.
Декларирование и принятие таможенной стоимости на необоснованно низком уровне при таможенном оформлении товаров на таможенном посту в сентябре-октябре 2002 года явилось следствием ненадлежащего выполнения А.В.Гавриловым, начальником отдела контроля таможенной стоимости Ярославской таможни, должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 9, 10, 11, 12, 13, 22 должностной инструкции начальника отдела контроля таможенной стоимости Ярославской таможни. А.В.Гаврилов в нарушение требований приказа ГТК России от 28.05.2002 N 541 не исключил факты неправомерного принятия решений о таможенной стоимости должностными лицами таможенного поста и отдела контроля таможенной стоимости таможни.
В нарушение статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации контроль таможенной стоимости и выпуск товаров в свободное обращение осуществлялись по ГТД, оформленным с нарушением положений Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16.12.98 N 848, при отсутствии в графе 31 ГТД точных сведений о декларируемых товарах, и их упаковке, маркировке, артикулов и размеров, позволяющих однозначно идентифицировать товар для таможенных целей.
Выявлены многочисленные факты выпуска товаров в свободное обращение на территории Российской Федерации без представления сертификатов соответствия на декларируемые товары в процессе их таможенного оформления. Так, например, таможенное оформление товаров по ГТД N 10117060/181002/0002044 производил Г.Н.Яковлев, исполнявший обязанности начальника таможенного поста на основании гарантийных писем декларантов, что является нарушением требования о представлении сертификатов соответствия одновременно с подачей ГТД, установленного пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг".
В нарушение требований приказа ГТК России от 08.05.2002 N 470 должностные лица таможенного поста в поручении на досмотр не указывали время получения акта таможенного досмотра, а в самом акте таможенного досмотра не отражали задание на проведение досмотра.
В нарушение указания ГТК России от 10.12.96 N 01-14/1344 Г.Н.Яковлев осуществлял выпуск товаров для свободного обращения на территории Российской Федерации без фактического поступления таможенных платежей на счета федерального казначейства. Данные факты подтверждаются документами к ГТД N 10117060/181002/0002041, 10117060/241002/0002098.
В нарушение требований приказа ГТК России от 23.03.2001 N 290 М.М.Привалов, таможенный инспектор, и А.В.Гузиков, старший таможенный инспектор, в период с 13 мая по 2 ноября 2002 года в журнале учета документов учета не указывали дату фактической выдачи товаров со склада и номера ГТД или иных разрешительных документов. В период со 2 по 25 октября 2002 года А.В.Гузиков журнал учета документов не заполнял. В нарушение положений приказа ГТК России от 07.08.2001 N 771 "О системе оперативного контроля за процессами таможенного оформления и таможенного контроля" в журнале регистрации ГТД не указывалось время регистрации ГТД.
В нарушение приказов ЦТУ от 24.09.98 N 230 дсп, от 16.10.98 N 250 дсп, от 27.02.2001 N 71 при расхождении сведений, заявленных в ГТД, с данными электронного уведомления выпуск товаров в соответствии с заявленным режимом осуществлялся без подтверждения заявленных сведений результатами таможенного досмотра, без проведения согласования с отделами контроля таможенной стоимости и товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни. Таможенный досмотр проводился в объеме 10% общего объема ввозимых товаров, что является недостаточным для установления фактического количества и номенклатуры заявленного товара, а соответственно принятия правомерного решения о выпуске товара в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Все товары, поступавшие в адрес ООО "Садко", размещались на СВХ ЗАО "Таможенный эксплуатационный комплекс "Туношна" (лицензия N 10117/910047), обустройство и оснащение которого не позволяет производить таможенный контроль товаров и транспортных средств в полном объеме. В ходе проверки установлено, что при значительных объемах обрабатываемых грузов, подлежащих 100%-ному таможенному досмотру, в помещении СВХ может быть размещено не более трех товарных партий. При обследовании склада выявлены многочисленные нарушения требований приказа ГТК России от 10.11.2000 N 1013 "Об утверждении Положения о складе временного хранения".
Нарушения, допущенные должностными лицами таможенного поста Аэропорт Ярославль и отдела контроля таможенной стоимости Ярославской таможни при проведении ими таможенного оформления и таможенного контроля, свидетельствуют об отсутствии должного контроля за деятельностью подразделений и должностных лиц таможни со стороны Д.В.Шмарлина, временно исполнявшего обязанности начальника Ярославской таможни, а также о ненадлежащем выполнении требования пункта 6 приказа ГТК России от 28.05.2002 N 541. На основании изложенного
приказываю:
1. Ярославской таможне (А.В.Сидоров):
- за совершение должностного проступка, выразившегося в нарушении положений Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации, требований пунктов 1.4, 2.4, 2.5, 2.6 приложения 1 и пункта 2.8, подпунктов 2.9.3, 2.9.4 приложения 2 к приказу ГТК России от 05.01.94 N 1, подпункта "а" пункта 2.1, подпунктов "а" и "в" пункта 3 приказа ГТК России от 23.05.2002 N 512, пунктов 2.2, 2.3 и подпунктов "а", "м" и "н" пункта 2.8 Временного положения о распределении компетенции по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней, утвержденного приказом ГТК России от 29.12.95 N 796, в неисполнении должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 9, 11, 12 должностной инструкции таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Ярославль, и на основании пунктов 2, 4 статьи 10 и подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения службы в таможенных органах Боговой Елены Владиславовны (Ч-119654), таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Ярославль Ярославской таможни;
- за совершение должностного проступка, выразившегося в нарушении положений Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации, требований пунктов 1.4, 2.4, 2.5, 2.6 приложения 1 и пункта 2.8, подпунктов 2.9.3, 2.9.4 приложения 2 к приказу ГТК России от 05.01.94 N 1, подпункта "а" пункта 2.1, подпунктов "а" и "в" пункта 3 приказа ГТК России от 23.05.2002 N 512, пунктов 2.2, 2.3 и подпунктов "а", "м" и "н" пункта 2.8 Временного положения о распределении компетенции по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней, утвержденного приказом ГТК России от 29.12.95 N 796, в неисполнении должностных обязанностей, предусмотренных пунктами временной должностной инструкции инспектора таможенного поста Аэропорт Ярославль, и на основании пунктов 2, 4 статьи 10 и подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения службы в таможенных органах Кубарской Светланы Викторовны (Ч-119660), ведущего таможенного инспектора Ново-Ярославского таможенного поста Ярославской таможни;
- за совершение должностного проступка, выразившегося в нарушении положений Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", пункта 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации, требований пунктов 1.4, 2.4, 2.5, 2.6 приложения 1 и пункта 2.8, подпунктов 2.9.3, 2.9.4 приложения 2 к приказу ГТК России от 05.01.94 N 1, подпункта "а" пункта 2.1, подпунктов "а" и "в" пункта 3 приказа ГТК России от 23.05.2002 N 512, пунктов 2.2, 2.3 и подпунктов "а", "м" и "н" пункта 2.8 Временного положения "О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней, утвержденного приказом ГТК России от 29.12.95 N 796, пункта 3.5 приказа ГТК России от 18.05.94 N 206, приказа ГТК России от 05.08.2002 N 827, приказов ЦТУ от 24.09.98 N 230-дсп, от 16.10.98 N 250-дсп, от 27.02.2001 N 71 и в неисполнении должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 23, 31 должностной инструкции ведущего таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Ярославль, и на основании пунктов 2, 4 статьи 10 и подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения службы в таможенных органах Яковлева Геннадия Николаевича (Ч-119841), ведущего таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Ярославль Ярославской таможни;
- привлечь до 20 декабря 2002 года к дисциплинарной ответственности за нарушение требований приказов ГТК России и ЦТУ А.В.Гаврилова, начальника отдела контроля таможенной стоимости Ярославской таможни, М.М.Привалова, таможенного инспектора отдела валютного контроля Ярославской таможни, А.В.Гузикова, старшего таможенного инспектора отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Ярославской таможни, О.А.Горшкову, старшего таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Ярославль;
- доложить до 27 декабря 2002 года руководству ГТК России об устранении недостатков в организации таможенного оформления и таможенного контроля, а также в организации контроля таможенной стоимости, выявленных комиссией ГТК России.
3. Центральному таможенному управлению (А.Е.Жерихов):
- провести до 28 декабря 2002 года мероприятия по довзысканию таможенных платежей по ГТД, оформленным ООО "Садко" (ИНН 7627022616) в сентябре - октябре 2002 года на таможенном посту Аэропорт Ярославль, и исключению фактов занижения таможенной стоимости в регионе деятельности Ярославской таможни.
4. Главному организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник):
- организовать проведение служебной проверки в отношении Д.В.Шмарлина, первого заместителя начальника Ярославской таможни по выходе его из отпуска по болезни;
- направить материалы служебной проверки в отношении должностных лиц Ярославской таможни в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия решения в порядке статей 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
9. Первому заместителю председателя ГТК России В.В.Макарову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин
Текст документа сверен по:
рассылка