почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
9
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Распределение между вновь созданными предприятиями активов и пассивов

 Вопрос:


    Учредители решили реорганизовать (разделить) предприятие. За круглым столом было принято решение о распределение активов предприятия. Но вот по поводу распределения пассивов ситуация не ясна: как их при этом распределить? Конкретных ответов в правовых документах не нашел. На ум приходит несколько вариантов:


    1. Каждую статью пассива пропорционально передаваемой доле активов;

    2. Это решается учредителями за столом переговоров;

    3. Это должно быть четко прописано в Уставе (а если не прописано?);

    4. Возможно, законодательно это установлено (но я не нашел);

    5. Как-то по-другому…
    

    В заключение вопроса хочу указать на особенность баланса реорганизуемого предприятия: порядка 80 % пассивов составляет добавочный капитал, а уставный капитал минимален. Остальное - краткосрочные пассивы. Может ли это как-то отразиться на моей проблеме?

    г.Киров



 Ответ:                                                                   


    Реорганизация предприятий традиционно связана с объективными сложностями юридического, учетного и налогового характера. Она означает передачу всего имущества и имущественных прав и финансовых обязательств, без каких-либо изъятий и исключений от реорганизуемого лица к правопреемнику (или правопреемникам) по установленному статьей 58 ГК РФ порядку.
    
    Реорганизация в форме разделения предполагает передачу прав и обязанностей новым юридическим лицам с ликвидацией разделяемого юридического лица.
    
    Завершение реорганизации в форме разделения в соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предполагает государственную регистрацию вновь возникших юридических лиц и прекращение деятельности лица, реорганизованного в форме разделения.
    
    Например,  предприятие  С  реорганизуется  в  форме  разделения  на  два  юридических  лица - А  и  Б.
    
    В решении о разделении  юридического  лица  должно  быть  указано,  какой   процент имущества и обязательств передаются вновь создаваемому в процессе реорганизации  предприятию  А  и  какой  процент -  предприятию  Б.
    
    После реорганизации в форме разделения реорганизуемого предприятия С  как отдельного  юридического  лица  не существует.
    
    Права  и  обязанности предприятия  С  передаются вновь созданным предприятиям А  и  Б, являющимся  правопреемниками, в доле, предусмотренной  решением  о  разделении.
    
    Чтобы реализовать на практике принцип универсального правопреемства, при реорганизации следует располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого предприятия, которые должны быть подтверждены результатами  инвентаризации.
    
    Составление разделительного баланса  должно  происходить  на  основании проведенной инвентаризации.  Именно  инвентаризация  в процессе реорганизации является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества, имущественных прав и финансовых обязательств и носит обязательный характер в соответствии  с  пунктом  2  статьи  12  Федерального  закона  "О бухгалтерском учете".
    
    В результате работы инвентаризационной комиссии высший орган управления юридического  лица должен сформировать бухгалтерскую документацию, учетные данные которой полностью соответствуют фактическому наличию имущества и обязательств на дату реорганизации, и приступить к документальному оформлению реорганизационных процедур.
    

    Унифицированной формы разделительного баланса законодательством не предусмотрено.
    
    Для составления разделительного баланса может использоваться форма бухгалтерского баланса, доведенная приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года  N  4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
    
    Разделительный баланс должен состоять из общего баланса реорганизуемого юридического  лица  и  баланса  новых  юридического лиц  (см. приказ Минфина РФ от 28  июля  1995 года N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций,  связанных  с  введением  в  действие первой  части  Гражданского кодекса Российской  Федерации").
    
    Налогоплательщик,  принявший  решение о реорганизации,  обязан письменно в срок не позднее 3 (трех дней)  с  момента  объявления  о реорганизации сообщить об этом  решении  в  налоговый орган  по  месту  учета (пункт 2 статьи 23 НК РФ).
    
    Следует  обратить внимание, что статья  87 НК РФ запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком  за уже проверенный налоговый период, но  за  исключением  двух  особых случаев:
    
    1. Когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.
    
    2. Когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля  за  деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.
    
    Кроме того, статья 89 НК РФ прямо указывает, что выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика-организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
    
    Заметим,  что  не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику  (статья 39 НК РФ}.
    
    У созданных в процессе реорганизации предприятий факт получения имущества по  разделительному  балансу  не  ведет  к  возникновению  объекта  налогообложения.
    
    Реорганизуемое предприятие также не извлекает доходы и не имеет оборотов по реализации при передаче имущества по разделительному балансу.     
    

    Отметим,  что  обязанность  по  уплате  налогов  реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном  статьей   50  НК  РФ.
    
    В соответствии с пунктом 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты  и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. На него также возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
    
    Данная  позиция  подтверждается  арбитражной  практикой  (см.,  например, постановление  Федерального  арбитражного  суда  Северо-Западного округа  от 23 октября  2001 года  N   А05-4610/01-214/20).
    
    Заметим,  что  если   реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица. При этом очевидно, что такая злонамеренная с точки зрения налогообложения реорганизация не влияет на гражданско-правовую действительность самой реорганизации. Реорганизация остается в силе, однако из-за недобросовестности налогоплательщика налоговые последствия  такой  реорганизации  будут  неблагоприятными.
    
    Приняв  решение  о  разделении  активов  предприятия  в  конкретной  доле  между  вновь  созданными  предприятиями,  учредители в  некотором  роде  предопределяют  тем  самым  и  разделение  пассивов.   В  частности,  добавочный  капитал  предприятия  формировался  в  предыдущие  периоды  в  основном  в  результате  переоценок   основных  средств.  Следовательно,   каждому  основному  средству  соответствует  своя  сумма  добавочного   капитала,  т.е.  сумма  переоценки.
    
    Заметим,  что  списание  добавочного  капитала,  т.е. дебетовые  записи по счету  83  "Добавочный  капитал",  могут  иметь  место  лишь в случаях:
    
    погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки;
    

    направления средств на увеличение уставного капитала;
    
    распределения сумм между учредителями организации - в корреспонденции со счетом  75  "Расчеты  с  учредителями".
    
    Поэтому,  на  наш  взгляд,  распределение  между  вновь  созданными   предприятиями  суммы  добавочного  капитала  представляет   собой  чисто  техническую   задачу,  если  нет   спора  о  распределении  основных  средств.
    
    Разделение  иных  пассивов  также  является  продолжением   разделения  активов:  так,  если  предприятию   А   в  процессе  реорганизации  отошли  материальные   ценности,  по  которым  оплата  поставщикам  еще  не  произведена,  то  соответствующая  сумма  кредиторской  задолженности   по  этим   активам   также  отходит  к  предприятию  А.
    
    Конкретный   порядок  распределения   пассивов   предприятия  при  реорганизации  также   следует  прописать  в   решении  о  разделении  юридического  лица.
              
     

 М.Н.Чуприна,
    директор по аудиту
    ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел. (812)320-92-90


30 декабря 2002 года N А1750


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование