- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Использование ККМ в торговле с населением
Вопрос:
Правда ли, что с 2003 года введен указ об обязательном использовании ККМ при торговле физических лиц на улице (палатки, лотки)? Вступил ли он в силу? На какие документы можно ссылаться?
г.Санкт-Петербург
Ответ:
При использовании ККМ в торговле с населением следует руководствоваться Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" N 5215-1 от 18 июня 1993 года.
Согласно п.1 этого Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Однако в этом же пункте предусмотрена ссылка на Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
Согласно этому Перечню физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в части осуществления:
- согласно пункту "а" продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
- согласно пункту "е" торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Однако, распоряжение Администрации Санкт-Петербурга N 2344-ра от 22 ноября 2002 "Об упорядочении применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в Санкт-Петербурге" ограничивает действие данного пункта. В частности, в нем говорится, что денежные расчеты с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В этом же распоряжении говорится, что без применения контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, разрешается реализация товаров, указанных в приложении к распоряжению, за исключением торговли этими товарами в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах (помещениях и автотранспортных средствах, в том числе прицепах и полуприцепах), находящихся на этих территориях.
Cогласно пункту "ж" разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);
Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга N 2344-ра от 22 ноября 2002 "Об упорядочении применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в Санкт-Петербурге" устанавливает ограничение на пункт "ж", а именно в нем говорится, что подпункт "ж" пункта 2 Перечня действует только при реализации газетно-журнальной продукции, мороженого, безалкогольных напитков (за исключением пива), выпечных изделий при реализации из тележек, оснащенных термооборудованием, елей и еловых лап, изделий декоративно-прикладного искусства, народно-художественных промыслов, сувениров, живописи и графики. Данное ограничение не подлежит применению при проведении массовых мероприятий, утвержденных исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Также следует учитывать письмо Государственной налоговой службы от 12 февраля 1997 года N ВК-4-16/6н, где говорится, что на граждан - физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих торговлю и уплативших сбор за право торговли, действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не распространяется. Они могут осуществлять торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли без применения контрольно-кассовых машин, и меры ответственности за это к ним не должны применяться.
Вывод: при осуществлении розничной торговли с населением следует руководствоваться Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" N 5215-1 от 18 июня 1993 года и распоряжением Администрации Санкт-Петербурга N 2344-ра от 22 ноября 2002 "Об упорядочении применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в Санкт-Петербурге", которое вступает в силу с 1 февраля 2003 года.
Сергей Андрюхин
консультант Объединенной консалтинговой группы
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64, тел.: (812) 325-4860,
Москва, Лялин пер. 11/13, тел.: (095) 916-23-06,
[email protected], [email protected]
27 января 2003 года N А1760