- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2002 года N 17-12/51710
О направлении рекомендаций
Управлением таможенных расследований и дознания проведен анализ практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России) судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области таможенного дела на основании решений, вынесенных в июле - ноябре 2002 года и поступивших в Управление в оперативном порядке из таможенных органов.
Всего проанализировано свыше 1200 судебных решений, поступивших из регионов России. Как показывает складывающаяся практика, законность и обоснованность принятого решения по делу об административном правонарушении непосредственно зависит от качества проведенного административного расследования, то есть от полного, всестороннего и объективного установления всех обстоятельств дела в совокупности. Поэтому при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях особое значение имеет качество работы таможенных органов в процессе производства.
Из полученных от таможенных органов и обобщенных статистических данных за июль - ноябрь 2002 года по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судами, следует, что свыше 15% дел производством прекращено, а около 10% дел возвращено в таможенные органы для устранения недостатков. Данные факты свидетельствуют о недостаточной подготовке таможенными органами материалов дела об административном правонарушении для рассмотрения, неполноте производства и сбора доказательств по делам. Недостатки, допускаемые таможенными органами при производстве по делам об административных правонарушениях, в основном выражаются в неверной квалификации противоправного деяния, невозможности точно определить является правонарушение длящимся или нет и соответственно аргументировать свои доводы в документах, направляемых в суд, в недостаточном отражении в материалах дела обстоятельств, свидетельствующих о виновности лица, а также в неверном анализе, толковании и применении положений Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК России) и КоАП России, в отсутствии подробного описания в процессуальных документах обстоятельств дела и т.п.
В связи с изложенным, таможенным органам при передаче дел об административных правонарушениях для рассмотрения в суд необходимо подробно указывать в протоколе об административном правонарушении, определении о передаче судье дела об административном правонарушении для рассмотрения и других документах, направляемых таможенными органами в суды, следующие обстоятельства.
1. Квалификация административного правонарушения, в чем конкретно выразилось противоправное деяние, какие нормы закона нарушены, какой нормой закона установлена ответственность, соответствие совершенного деяния действиям (бездействию), перечисленным в диспозиции соответствующей статьи, по каким причинам применяется именно эта норма закона, если другим законом также установлена ответственность за данное противоправное деяние. В материалы дела должны быть подшиты тексты законов и нормативных правовых актов, на которые имеются ссылки в документах, направляемых в суд, либо выписки из них, устанавливающие определенные обязанности лица, которые им нарушены.
Например, выявлены факты неправомерной квалификации противоправного деяния, выражающегося в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, по ст.19.7 КоАП России. При этом таможенные органы не учитывают методические рекомендации по ст.16.2 КоАП России, направленные письмом ГТК России от 30.09.2002 N 01-06/39049.
Неверно квалифицируются противоправные деяния, совершенные иностранными физическими лицами и выражающиеся в перемещении через таможенную границу Российской Федерации в почтовых отправлениях иностранной валюты без объявленной ценности. Таможни возбуждают дела об административном правонарушении по ч.1 ст.16.2 КоАП России (недекларирование), однако не учитывают, что в рассматриваемых случаях в соответствии с ч.2 ст.171 и ч.2 ст.172 ТК России иностранное физическое лицо не может быть декларантом, а в соответствии со ст.26 Всемирной почтовой конвенции (для России вступила в законную силу с 19.04.96) запрещено пересылать монеты, банковские билеты и иные ценности в международных почтовых отправлениях, за исключением отправлений с объявленной ценностью. Административная ответственность за ввоз товаров с несоблюдением запретов, установленных международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст.16.3 КоАП России. Таким образом, данные противоправные деяния должны квалифицироваться по ст.16.3 КоАП России.
2. Доказательства совершения лицом противоправного деяния и его вины. Материалы дела должны содержать документы, подтверждающие, что именно то лицо, в отношении которого возбуждено дело, совершило противоправное деяние.
Так встречаются случаи возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, не совершавшего правонарушение и не являющегося субъектом административного правонарушения. Таможни не верно определяют субъект, вступающий в административные правоотношения с таможенными органами, например, дела по ст.16.1 КоАП России (перемещение (ввоз) через таможенную границу Российской Федерации товаров с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения) возбуждаются в отношении иностранного отправителя товаров (о квалификации административных правонарушений по ст.16.1 КоАП России подробно изложено в методических рекомендациях по ст.16.1 КоАП России, направленных письмом ГТК России от 30.09.2002 N 01-06/39049).
Кроме того из материалов дела должно следовать, что расследование проведено полно, всесторонне и объективно, и неопровержимо установлена вина данного лица. Учитывая складывающуюся практику, особенно необходимо детально описывать вину юридического лица, так как в отдельных случаях некоторые суды признают юридическое лицо виновным только при наличии вины должностного лица, что не соответствует определению вины юридического лица, закрепленному в ч.2 ст.2.1 КоАП России.
В связи с этим доказательства вины юридического лица должны быть подробно описаны в протоколе об административном правонарушении, а именно:
- в чем выражалось неприятие мер по выполнению обязанности, установленной таможенным законодательством;
- если меры предпринимались, то какие именно и почему их оказалось недостаточно;
- какие конкретно предписания нормативных актов не исполнены или нарушены лицом.
3. Срок наложения наказания. При этом необходимо четко указывать дату совершения либо обнаружения административного правонарушения, является ли оно длящимся и когда истекает срок наложения наказания.
4. Причины невозможности ознакомить лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с постановлением о назначении экспертизы и протоколом об административном правонарушении, а также о предпринятых мерах по данному вопросу. В этом случае необходимо прилагать документы, свидетельствующие о принятии таможенным органом всех мер по розыску и направлению по имеющимся адресам указанных документов с уведомлением.
5. Какое решение в соответствии с таможенным и административным законодательством должно быть принято в отношении изъятых (арестованных) товаров и транспортных средств, являющихся предметом или орудием совершения административного правонарушения, в случае, если они судом не конфискованы. Данный вопрос относится к товарам и транспортным средствам, в отношении которых таможенное оформление не завершено. В таких случаях в обязательном порядке в документах, направляемых в суд, должно быть указано на необходимость помещения таких товаров и транспортных средств на СВХ с целью их таможенного оформления.
Начальникам таможенных органов организовать изучение и применение настоящих рекомендаций подчиненными должностными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях.
Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
А.В.Константинов
Текст документа сверен по:
рассылка