почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
7
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    
РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2002 года N ГКПИ2002-1141


[Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и не подлежащим применению постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 года "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности"]

    
    
    Верховный Суд РФ в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д., при секретаре Савченко Д.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Будко Александра Павловича о признании незаконным и не подлежащим применению постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 830 "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности",
    
установил:
    
    Будко А.П. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым постановлением Правительство РФ не вправе было устанавливать ставки таможенных пошлин, поскольку в соответствии с Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ налоги и сборы, к которым относятся таможенные пошлины, могут быть установлены только федеральным законом.
    
    При этом полагает, что Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти, а поэтому законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, должны применяться в части, не противоречащей Конституции РФ.
    
    Закон РФ "О таможенном тарифе" принят до введения в действие Конституции РФ и как противоречащий ей не подлежит применению.
    
    В судебное заседание Будко А.П. не явился. Из имеющейся в деле телеграммы следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
    
    Представитель Правительства РФ Смыслова Е.Б. с заявленным требованием не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое постановление принято Правительством РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства РФ.
    
    Выслушав объяснения представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
    
    В соответствии со ст.13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными (незаконными).
    
    Как установлено судом, во исполнение требований ст.2 и ст.3 Закона РФ "О таможенном тарифе" Правительством РФ 30 ноября 2001 года принято постановление N 830, которым утвержден Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
    
    По утверждению представителя Правительства РФ, оспариваемое постановление требованиям Конституции РФ и Налогового кодекса РФ не противоречит и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
    
    Таможенные платежи за ввоз на территорию Российской Федерации товаров предусмотрены таможенным законодательством.
    
    Установление же ставок ввозных таможенных пошлин Законом РФ "О таможенном тарифе" отнесено к компетенции Правительства РФ, что им и было сделано при принятии оспариваемого постановления.
    
    Эти утверждения представителя Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
    
    Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.
    
    Анализ действующего по этому вопросу законодательства также свидетельствует о том, что оспариваемое постановление Правительства РФ ему не противоречит.
    
    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого постановления Правительства РФ незаконным не имеется.
    
    Довод заявителя о том, что налоги и сборы (таможенные пошлины) могут устанавливаться только федеральным законом и Правительство РФ не вправе устанавливать их своими правовыми актами, является правомерным.
    
    Однако суд в данном случае не может согласиться с утверждением заявителя о том, что оспариваемым постановлением при определении размера ставок таможенных пошлин был установлен налог за ввоз на территорию Российской Федерации товаров, поскольку такой налог (таможенные пошлины) установлен Налоговым и Таможенным законодательством РФ, как это и предусмотрено Конституцией РФ.
    
    Что же касается определения размера ставок таможенных пошлин и порядка их установления, то решение этого вопроса в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации законодателем отнесено к компетенции Правительства РФ, что следует из содержания ч.2 ст.3 Закона РФ "О таможенном тарифе", согласно которой ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Российской Федерации.
    
    Данное право Правительства РФ подтверждается и содержанием ст.12 Федерального закона от 13 октября 1995 года (в редакции от 10 февраля 1999 года), в соответствии с которой Правительство РФ принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами.
    
    Установленные оспариваемым постановлением Правительства РФ размеры ставок ввозных таможенных пошлин не выходят за пределы, установленные законом, что свидетельствует о соответствии данного постановления требованиям приведенных выше законов.
    
    Не оспаривает по существу этого обстоятельства в своем заявлении и сам заявитель.
    
    Право Правительства РФ в сфере установления ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин в случае, если это предусмотрено федеральным законом, подтверждено и определением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000 года N 294-О по жалобе ОАО "Нефтяная компания "Юкос".
    
    В данном определении указывается, что применительно к различным видам таможенных пошлин закон может устанавливать как размеры ставок, так и критерии, условия, согласно которым они определяются, делегируя соответствующие полномочия Правительству РФ.
    
    Наделение Правительства РФ правом устанавливать ставки таможенных пошлин исключительно в качестве мер оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности не является нарушением конституционного принципа разделения властей.
    
    Из этого, по мнению суда, следует, что указанное правомочие Правительства РФ, закрепленное в п.2 ст.3 Закона РФ "О таможенном тарифе", не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип законного установления налога и сбора.
    
    При этом судом не может быть принята во внимание ссылка заявителя на несоответствие Конституции РФ Закона РФ "О таможенном тарифе", поскольку данный Закон в установленном порядке Конституционным Судом РФ, к исключительной компетенции которого отнесено решение этого вопроса, таковым не признавался и продолжает действовать в полном объеме без каких-либо изъятий.
    
    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239_7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
    
решил:
    
    Заявление Будко Александра Павловича о признании незаконным и не подлежащим применению постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 830 "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" оставить без удовлетворения.
    
    Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка

    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование