- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Прием на работу граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания
Вопрос:
Я не имею прописки в Санкт-Петербурге. И теперь меня на работу не берут. Правильно ли это?
Ответ:
Это неправильно с точки зрения действующего законодательства, как регулирующего право граждан на свободу передвижения и вопросы регистрации, так и трудового права.
В соответствии с нормами международного права, которые в соответствии со статьей 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы, право на труд включает право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает (статья 6 Международного пакта от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах").
В Декларации Международной организации труда от 18 июня 1998 года "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" запрещена дискриминация в области труда и занятий, а также указано на необходимость государств-участников обращать особое внимание на проблемы, стоящие перед лицами, которые имеют особые социальные нужды, в особенности перед трудящимися-мигрантами.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конкретизируя это право, еще до принятия Конституции был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", вводящей вместо прописки институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами РФ их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Не раскрывая детали различия между регистрацией и пропиской, отметим, что регистрация по смыслу данного закона и в соответствии с Конституцией является способом учета граждан в пределах России, отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства и носит уведомительный, в отличие от прописки, характер (это отражено в постановлении Конституционного суда от 2 февраля 1998 года).
Главное, что указано в законе, - несмотря на установленную обязанность граждан РФ зарегистрироваться по месту пребывания или месту жительства, в пункте 2 статьи 3 отмечено, что "…регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции или других законодательных актах".
Порядок регистрации граждан определен постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".
Обратимся к трудовому законодательству. Статьей 3 Трудового кодекса РФ запрещается дискриминация в сфере труда, в частности ограничение в трудовых правах и свободах или предоставление каких-либо преимуществ в зависимости от места жительства.
Это положение раскрывается в статье 64 Трудового кодекса, определяющей гарантии при заключении трудового договора. Законодатель установил, что "не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости …от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников".
В статье 65 Трудового кодекса перечисляется перечень документов, которые работодатель (директор) может требовать при приеме на работу. В этом перечне не упоминаются документы о регистрации (прописке). В этой же статье говорится о запрете требовать при приеме на работу документы помимо предусмотренных ТК РФ.
Отказ в приеме на работу по причине отсутствия регистрации нарушает нормы международного права, трудового права РФ, а также законодательство, регламентирующее порядок регистрации граждан. Необходимо отметить, что, несмотря на очевидность нарушения, устранить его на практике весьма непросто. Объясняется это сложившейся многолетней практикой отказа в приеме на работу при отсутствии регистрации. Сказывается наследие тоталитарной системы, когда кадровые органы помимо основных обязанностей выполняли милицейские функции по контролю за соблюдением правил прописки граждан.
По ранее действующему административному законодательству работодатель нес ответственность за прием на работу без прописки (статья 181 КоАП РСФСР). С целью избежать уплаты штрафных санкций работодатель отказывал в приеме на работу лицу без регистрации. В действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях такого состава правонарушения нет.
Таким образом, необходимо отметить, что гражданин имеет право и должен быть принятым на работу независимо от наличия или отсутствия регистрации. Отказ работодателя в заключении трудового договора в связи с отсутствием регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Гражданин при этом имеет все шансы выиграть дело, и суд обяжет работодателя заключить с ним трудовой договор.
Однако, несмотря на очевидность вышеизложенного, даже у адвокатов в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" возникли проблемы с включением в реестр адвокатов того субъекта Федерации, где адвокат фактически работает. Министерство юстиции РФ обязывает коллегии адвокатов направлять списки адвокатов для включения в реестр того субъекта Федерации, где адвокаты имеют постоянную регистрацию. Такое массовое нарушение прав адвокатов вызвало направление жалоб и судебных исков на действия Минюста РФ и его региональных управлений.
Другим способом защиты прав гражданина может быть обращение в прокуратуру или в региональный орган федеральной инспекции труда.
Необходимо отметить, что в случае, если регистрация по месту жительства или пребывания у гражданина отсутствует, он может быть привлечен работниками милиции к административной ответственности по статье 19.15 КоАП РФ за пребывание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда). Но данное обстоятельство никакого отношения к правилам приема на работу не имеет.
Адвокат Нижегородцев Б.А.
Юридическая консультация N 55
"Адвокатское бюро Нарышкиных"
Вознесенский пр., д.41
тел.: 314-85-27, 312-87-84
круглосуточно
e-mail: [email protected]
http://www.naryishkin.spb.ru
19 марта 2003 года N Ю3251