- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Правом привлечения и использования иностранных работников обладают работодатели и заказчики работ (услуг) при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников
Вопрос:
Наша организация планирует принять на работу иностранных граждан, необходимо ли для этого получить какое-то разрешение, если да, то в каком органе и какие документы необходимо предоставить?
Ответ:
Правом привлечения и использования иностранных работников обладают работодатели и заказчики работ (услуг) при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы определяются Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (с изменениями на 5 октября 2002 года), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2146 (далее - Положение).
Нормы Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) и Положения в некоторых случаях противоречат друг другу, например, при определении государственного органа, полномочного выдавать разрешения на привлечение и использование иностранных работников (в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона данное разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами, а пунктом 2 Положения определено, что Федеральной миграционной службой России, в то время как пунктом 2 Указа Президента РФ от 17.05.2000 N 867 (с изменениями на 29 апреля 2002 года) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" данный государственный орган упразднен, а его функции переданы Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации). Однако в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, нормы Закона имеют приоритетное значение.
В соответствии с пунктом 4 Положения разрешения на привлечение и использование работников могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (далее именуются работодатели).
Пунктом 5 Положения указано, что для получения разрешения работодатель представляет в Федеральную миграционную службу России (на основании изложенного в абзаце 2 пункта 1 настоящего Заключения полагаем, что ниже перечисленные документы должны представляться все же в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган):
- заявление;
- предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;
- проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Предложения (заключения) органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения о привлечении работодателями иностранной рабочей силы основываются на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и подготавливаются с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации, предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условии занятости российских граждан.
Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой России (учитывая изложенное в абзаце 2 пункта 1 настоящего Заключения, полагаем, что данное решение принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами) в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов, предусмотренных в пункте 5 Положения (данный перечень приведен в абзаце 4 пункта 1 настоящего Заключения). В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.
Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.
Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.
При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения.
Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 7 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника.
В некоторых случаях Положение допускает привлечение иностранных работников без получения работодателем разрешения на привлечение и использования иностранных работников. Так, в соответствии с пунктом 16 Положения привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий. Однако отсутствие данного исключения в Законе свидетельствует о том, что данная норма не действует.
Более того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 года N 847 "О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы" действие Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" распространено на иностранных юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации заключенные ими контракты, за исключением иностранных юридических лиц, командирующих в Российскую Федерацию своих работников для проведения монтажа (шефмонтажа) поставляемого ими оборудования. На основании этого иностранные юридические лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) на территории Российской Федерации силами иностранных работников, обязаны прежде получить разрешение на право привлечения и использования иностранных работников.
Берназ Л.П.,
ведущий юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
16 апреля 2003 года N Ю3324