- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Несоблюдение условий квот на вылов водных биологических ресурсов является
экологическим правонарушением, за которое установлена ответственность статьей 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"
Вопрос:
Обосновано ли решение суда о признании недействительным постановления моринспекции о привлечении общества к ответственности (по ст.84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды") за экологическое правонарушение, связанное с вывозом в июне 2002 года рыбопродукции в иностранное государство, при условии нарушения обществом квот на вылов рыбы?
Принимая решение о признании недействительным постановления моринспекции, суд исходил из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" адресовано Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству, определяет виды квот, которыми наделяются пользователи водных биологических ресурсов, но не регламентирует порядок контроля за поставками рыбопродукции на территорию Российской Федерации. Несоблюдение условий квот не является экологическим правонарушением, за которое установлена ответственность статьей 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
Ответ:
Нет. Суд не принял во внимание, что постановление о квотах принято в целях совершенствования государственного управления водными биологическими ресурсами и регулирует отношения в сфере их охраны и рационального использования. Постановление устанавливает виды квот на вылов водных биологических ресурсов, классифицируя их по субъектам и способам распределения, а также по основаниям распоряжения уловом.
Согласно подпункту "г" пункта 2 постановления о квотах Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству поручено ежегодно, до 1 ноября, определять в установленном порядке и представлять в Правительство Российской Федерации предложения о квотах на вылов на следующий год с выделением в их составе промышленных квот на вылов, выделяемых субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае вид квоты определяет общий порядок распоряжения добытым по ней уловом. Соответствующие ограничения обязательны как для лиц, получивших квоту, так и для лиц, осуществляющих переработку выловленных по этой квоте ресурсов, а также продажу, отправку и транспортировку полученной рыбопродукции.
Квота является необходимым условием законного ведения промысла водных биологических ресурсов, поэтому такое нарушение, как отправка в иностранные порты рыбопродукции, подлежащей ввозу на территорию Российской Федерации, затрагивает сферу охраны и рационального использования природных ресурсов.
На основании абзаца шестого пункта 1 статьи 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза из-за границы и вывоза за границу объектов животного мира, их продуктов отнесено к числу экологических правонарушений.
Таким образом, в силу прямого указания статьи 84 Закона названные в ней действия отнесены к экологическим правонарушениям.
4 февраля 2003 года N СП909
См. решение по аналогичному делу -
постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 4 февраля 2003 года Дело N 6893/02