почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
5
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Суммы, получаемые лесхозом от рубок ухода за лесом,
обложению налогом на пользователей автомобильных дорог не подлежат



 Вопрос:

    
    В период действия на территории РФ налога на пользователей автомобильных дорог лесхоз уплачивал данный налог с сумм выручки, полученной от рубок ухода за лесом. Правомерно ли мы уплачивали данный налог, и если нет, то имеются ли основания для возврата его из бюджета?
    
   

Ответ:

    
    Налог на пользователей автомобильных дорог исключен из налоговой системы РФ с 1 января 2003 года на основании Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ. Рассмотрение вопросов уплаты данного налога применительно к деятельности лесхоза актуально с целью выявления возможностей возврата сумм, уплаченных по нему, в случае если они были уплачены неправомерно.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18.10.91 N 1759-1 (с последующими изменениями и дополнениями) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
    
    Как следует из систематического толкования приведенных норм, объектом налогообложения по налогу на пользователей автодорог (за исключением организаций, занимающихся снабженческо-сбытовой, заготовительной и торговой деятельностью) является выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Такое толкование статьи 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" подтверждается и судебной практикой, в том числе и практикой Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (см., например, постановления ФАС СЗ РФ от 17 апреля 2001 года по делу N А52-77/01-2, от 2 июля 2001 года по делу N А56-5506/01, см. также постановления ФАС РФ от 14 мая 2001 года по делу N А56-2271/01, от 8 мая 2001 года по делу N А44-3107/00, от 17 июля 2001 года по делу N А56-7301/01, от 2 апреля 2001 года по делу N А56-30817/00, от 2 июля 2001 года по делу N А56-6229/01). Во всех вышеуказанных постановлениях однозначно указывается, что из смысла статьи 5 Закона РФ "О дорожных фондах" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении предпринимательской деятельности, понятие "выручка" традиционно связывается с ведением предпринимательской деятельности.
    
    Таким образом, для ответа на вопрос о том, подлежали ли у лесхоза налогообложению налогом на пользователей автомобильных дорог суммы, полученные от рубок ухода за лесом, необходимо выяснить, относится ли данная деятельность у лесхоза к предпринимательской.
    

    Согласно пункту 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством и имеет статус государственного учреждения. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Таким образом, лесхоз является некоммерческим федеральным государственным учреждением, финансируемым из бюджета.
    
    Согласно статье 2, пункт 1 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Применительно к некоммерческим организациям статья 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" дает детализацию указанного выше определения предпринимательской деятельности, как приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
    
    Согласно статье 91 Лесного кодекса РФ лесхозы обязаны осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств, осуществлять рубки промежуточного пользования, строить дороги лесохозяйственного назначения и т.п.
    
    Согласно пунктам 21, 22, 23, 24 Общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 88, на лесхозы возложено, в том числе:
    
    - осуществление ухода за лесами;
    

    - выполнение работ по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств;
    
    - обеспечение сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород;
    
    - осуществление рубок промежуточного пользования.
    
    Как следует из пункта 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29.12.93 N 347, рубки ухода являются важнейшим лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно-ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины. Они осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород.
    
    Древесина, получаемая лесхозом от рубок ухода за лесом, не является произведенным им товаром (работой, услугой), так как указанное мероприятие осуществляется с целью повышения продуктивности леса и ухода за ним, как это указано в данной статье, а не с целью получения прибыли.
    
    Средства, полученные лесхозами от реализации древесины от рубок ухода за лесом, подлежат зачислению не на расчетный, а на текущий счет "Средства по поручениям" и расходуются на финансирование основной лесохозяйственной деятельности. Зачисление средств от реализации древесины от рубок ухода за лесом на текущий счет "Средства по поручениям" обусловлено тем, что одним из источников покрытия затрат на лесное хозяйство являются собственные средства лесхозов, полученные в том числе от реализации вышеуказанной древесины.
    
    Согласно пункту 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.87 N 159, 183, 116-87, собственные средства лесхозов наряду с бюджетными ассигнованиями являются источником финансирования расходов по ведению лесного хозяйства. Минфин России письмом от 06.01.95 N 9-5-2/1 подтвердил, что зачисление на текущий счет "Суммы по поручениям" средств, полученных от лесохозяйственной деятельности и направляемых на покрытие затрат лесного хозяйства, является мобилизацией собственных средств и налогообложению не подлежит.
    
    Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что рубки ухода за лесом как вид лесохозяйственных работ, осуществляемых специально созданным государством учреждением - лесхозом, не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность, поскольку их целью не является получение прибыли.
    

    Следовательно, суммы, получаемые лесхозом от рубок ухода за лесом, обложению налогом на пользователей автомобильных дорог не подлежат, а в случае, если данный налог уплачивался, имеются основания для подачи в налоговый орган в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ заявления о возврате излишне уплаченного налога.
    


Смирнов А.Е.,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64

    

29 июня 2003 года N Ю3734

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование