- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Особенности уплаты транспортного налога в отношении водных транспортных средств
Вопрос:
В чем особенности уплаты транспортного налога в отношении водных транспортных средств?
Ответ:
Глава 28 "Транспортный налог" была дополнительно включена в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ. Транспортный налог относится в соответствии с Налоговым кодексом РФ к налогам субъектов РФ и устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. На территории Санкт-Петербурга, например, транспортный налог был введен в действие с 1 января 2003 года Законом Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N 487-53; на территории Ленинградской области - Областным законом от 22 ноября 2002 года N 51-ОЗ "О транспортном налоге".
В соответствии с частью первой статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, объектом транспортного налога признаны, в том числе, и водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства. Подчеркнем, что перечень водных транспортных средств является открытым. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) к водным транспортным средствам относятся:
суда водные (код 153510000 и 153512000), а именно:
суда самоходные и несамоходные морские (коды соответственно 153511010 и 153511020);
суда самоходные и несамоходные речные и озерные (коды соответственно 153511030 и 153511040);
суда промысловые (код 153511050);
суда спортивные, туристские и прогулочные (код 153512000).
Понятие судна закреплено Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии со статьей 3 которого судном является самоходное или несамоходое плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода, а также пунктом 1 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания РФ, согласно которому судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Судном смешанного (река - море) плавания в соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ признается судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям. Рыбопромысловое судно - обслуживающее рыбопромысловый комплекс судно, используемое для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (пункт 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Подчеркнем, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются только транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Это прямо следует из пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Указанная позиция разделяется также и налоговыми органами (см., например, пункт 11 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177). Следовательно, до момента регистрации судна в установленном законодательством РФ порядке объекта налогообложения транспортным налогом в отношении вновь приобретенного (сооруженного) транспортного средства не возникает. В соответствии с пунктом 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна. Поэтому указанные шлюпки и плавсредства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу, даже если они по своим техническим характеристикам отвечают признакам транспортного средства для целей главы 28 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ устанавливается перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения по транспортному налогу. Для целей настоящего заключения обратим внимание на следующие нормы, закрепленные указанным пунктом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом промысловые морские и речные суда. Тип и назначение судна указываются в свидетельстве о праве собственности на судно, свидетельстве о праве плавания под флагом, классификационном свидетельстве.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Тип и назначение судна указываются в свидетельстве о праве собственности на судно, свидетельстве о праве плавания под флагом, классификационном свидетельстве. Понятие основного вида деятельности является оценочным и законодательством РФ не раскрывается. В пункте 17.2. Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177, МНС России указывает, что необходимо руководствоваться следующими критериями:
- положениями учредительных документов (учредительный договор, устав, и др. документы), определяющими пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
- наличием действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок;
- получением выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
- систематическим выполнением пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации;
- наличием установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава.
В соответствии со статьей 359 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ (пункт 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177). В отношении водных транспортных средств, не имеющих двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства. Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Ставки транспортного налога подлежат установлению субъектами РФ. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ размеры налоговых ставок, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N 487-53 на территории Санкт-Петербурга в отношении водных транспортных средств установлены следующие ставки:
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
|
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
4,50 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
100,00 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
|
|
|
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
|
|
|
В соответствии с областным законом от 22 ноября 2002 года N 51-ОЗ "О транспортном налоге" на территории Ленинградской области в отношении водных транспортных средств установлены следующие ставки:
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
до 100 л.c. (до 73,55 кВт) включительно |
10,00 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
20,00 |
Несамоходные (буксирные) суда (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
|
Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
|
|
|
Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за соответствующий налоговый период, исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Транспортный налог исчисляется отдельно по каждому транспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта РФ. Для целей налогообложения местонахождение транспортного средства определено пунктом 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой местом нахождения транспортного средства будет являться место его государственной регистрации.
Исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта РФ. Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств и в сроки, установленные им. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N 487-53 уплата транспортного налога на территории Санкт-Петербурга производится не позднее 1 сентября года налогового периода. Аналогичная норма в отношении сроков уплаты транспортного налога на территории Ленинградской области установлена статьей 2 областного закона от 22 ноября 2002 года N 51-ОЗ "О транспортном налоге". Поскольку окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода (количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода), сроки уплаты налога, установленные законами субъектов РФ, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом, - пункт 42 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177.
В отношении организаций на территории Ленинградской области статьей 3 областного закона от 22 ноября 2002 года N 51-ОЗ "О транспортном налоге" установлена налоговая льгота: организации, финансируемые за счет средств областного бюджета Ленинградской области и (или) местных бюджетов не менее чем на 70 процентов от общего годового объема доходов, освобождаются от уплаты транспортного налога. Иных налоговых льгот по транспортному налогу, как на территории Ленинградской области, так и на территории Санкт-Петербурга, не установлено.
А.Е.Смирнов, главный специалист
ЗАО "Юридический центр "Северо-Западный регион",
тел.: 324-66-75, тел./факс: 176-78-64
25 июля 2003 года N Ю3835