- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
При отсутствии кассового чека, подтверждающего факт оплаты,
затраты по оплате товаров включаться в себестоимость не могут
Вопрос:
В соответствии с Законом РФ N 54-ФЗ от 22.05.2003 организации и ЧП обязаны работать с ККМ при осуществлении наличных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В случае невыполнения этого требования продавец наказывается пропорционально минимальной заработной плате.
Какую ответственность несет покупатель:
- организация, работающая по методу начислений;
- ЧП, работающий по традиционной системе ( НДС, НДФЛ);
- ЧП, работающий на ЕНВД.
Ответ:
1. Для юридического лица:
Согласно ст.9 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» (Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года):
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При отсутствии кассового чека, подтверждающего факт оплаты, затраты по оплате товаров включаться в себестоимость не могут.
Таким образом, при проверке налоговые органы вправе констатировать завышение себестоимости, доначислить налог на прибыль, штраф и пени.
2. Для индивидуальных предпринимателей:
Согласно п.9 Порядка учета доходов и расходов, утвержденного совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н, БГ-3-04/430, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как то: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек.
Чек, отпечатанный на контрольно-кассовой машине и выдаваемый покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги), является документом, удостоверяющим факт покупки товара (оказания услуг), т.е. подтверждает исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуг) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг).
Таким образом, при отсутствии документа, подтверждающего факт оплаты, индивидуальный предприниматель, работающий как по обычной системе налогообложения, так и по ЕНВД, не вправе отнести расходы по покупке товара на уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
И.В.Аверьянова,
аудитор ООО "Фирма "ИнфорМ"
29 июля 2003 года N А2094