- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
В связи с тем, что представление в налоговые органы информации о смене главного бухгалтера
не предусмотрено действующим законодательством, привлечение юридического лица за непредставление такой информации затруднительно
Вопрос:
При смене главного бухгалтера возможно ли, заполняя банковские карточки, указать, что в штате организации нет лица, исполняющего должность бухгалтера, а в налоговую инспекцию и фонды подать данные нового главного бухгалтера?
Ответ:
В Указании ЦБР от 21 июня 2003 года N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати"* отмечено, что в поле карточки с образцами подписей и оттиска печати (далее - Карточка) "Образец подписи" лица, обладающие правами первой или второй подписи, проставляют напротив своей фамилии собственноручную подпись. Правом второй подписи обладает главный бухгалтер и (или) лица, уполномоченные на ведение бухгалтерского учета письменным распоряжением (приказом) юридического лица.
При отсутствии в штате клиента - юридического лица (обособленного подразделения) лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета, в Карточке проставляется собственноручная подпись (подписи) лица (лиц), наделенных правом только первой подписи.
В этом случае в Карточке в поле "Фамилия, имя, отчество" вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, указывается: "бухгалтерский работник в штате не предусмотрен".
При предоставлении банку информации о том, что в штате организации отсутствует бухгалтерский работник, все документы, представляемые в банк, должны быть без подписи главного бухгалтера. В то же время в налоговые органы будут представляться документы за подписью главного бухгалтера. При проведении проверок налоговыми органами данное несоответствие может обнаружиться и, вероятно, будет расценено налоговыми органами как непредставление им сведений о главном бухгалтере.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в соответствии с частью 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В соответствии со статьей 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
При рассмотрении вопроса о возможности привлечения налоговыми органами к ответственности за непредставление информации о главном бухгалтере следует отметить, что обязанности налогоплательщиков предусмотрены статьей 23 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Кроме этого, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Таким образом, обязанности налогоплательщиков кроме Налогового кодекса РФ могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Понятие "законодательство о налогах и сборах" раскрывается в статье 1 Налогового кодекса РФ, в которой указано, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Однако законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанность налогоплательщиков информировать налоговые органы о смене главного бухгалтера. Она указана в письме МНС РФ от 6 сентября 2000 года N ВГ-6-12/717@ "О предоставлении сведений о руководителе и главном (старшем) бухгалтере организации", не относящемся к законодательству о налогах и сбора, согласно которому налогоплательщики по запросу налоговых органов обязаны представлять информацию о смене главного бухгалтера. В ответах на частные вопросы налоговые органы также указывают на необходимость представления в налоговые органы информации о смене главного бухгалтера по запросу налоговых органов ("Финансовая газета", N 8(532), февраль 2002 года, советник налоговой службы II ранга А.Курочкин).
Несмотря на то что законодательство о налогах и сборах не содержит требований о представлении информации о смене главного бухгалтера, налоговые органы указывают на необходимость представления им такой информации.
Таким образом, ввиду отсутствия в законодательстве о налогах и сборах обязанности по информированию о смене главного бухгалтера, привлечение юридических лиц к ответственности за непредоставление такой информации затруднительно. Исключение составляют случаи, когда налоговые органы запрашивают такую информацию, а налогоплательщики в нарушение статьи 93 Налогового кодекса РФ ее не предоставляют, в данном случае наступает ответственность, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса РФ (в отношении налогоплательщиков) и статьей 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (в отношении должностных лиц - налогоплательщиков).
Существует, кроме того, мнение о том, что о смене главного бухгалтера в налоговые органы нужно сдать форму N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", приказ о назначении, данные его паспорта (ксерокопия) (Web-страница: руководитель департамента бухучета и аудита КА "Форум" Фомичева Людмила Петровна).
Данное мнение ошибочно, поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в государственном реестре информация о главном бухгалтере юридического лица не содержится, поэтому ее представление в указанном порядке также не требуется.
Таким образом, в связи с тем, что представление в налоговые органы информации о смене главного бухгалтера не предусмотрено действующим законодательством, привлечение юридического лица за непредставление такой информации затруднительно. Поэтому в случае обнаружения несоответствия между информацией, представленной налоговым органам и платежными документами, оформляемыми в банке, привлечение к ответственности также затруднительно.
Кроме вопроса о правомерности привлечения юридического лица к ответственности за неуведомление о смене главного бухгалтера, выявленные несоответствия между информацией, представленной в банк и налоговые органы, могут повлиять на оценку налоговыми органами бухгалтерских документов, представляемых в налоговую инспекцию. Так, в соответствии с абзацем третьим части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Понятие финансовых и кредитных обязательств определено Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н. Так, под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
Кроме Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" требования об обязательном подписании главным бухгалтером документов говорится в пункте 6 статьи169 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым счет-фактура, являющаяся документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса, должна подписываться руководителем и главным бухгалтером юридического лица. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Необходимо оговориться, что подписи главного бухгалтера могут быть в том случае, если он введен в штат либо если ведение бухгалтерского учета передано бухгалтеру-специалисту, в иных случаях бухгалтерские документы будут подписываться руководителем, который должен будет вести бухгалтерию лично.
В случае если выявленное несоответствие между информацией, представленной в налоговые органы и банк, будет расценено как представление налоговой инспекции недостоверной информации о главном бухгалтере, то документы, которые должны подписываться главным бухгалтером ею могут также оцениваться как недействительные, поскольку они согласно представленной банку информации могли быть подписаны только руководителем организации. Признание бухгалтерских документов недействительными может повлечь негативные последствия, например, признание недействительными счетов-фактур, создаст препятствие для предъявления к возмещению либо вычету налога на добавленную стоимость.
_________________________
* В письме Центрального банка Российской Федерации от 23 июля 2003 года "О применении отдельных положений Указания Банка России от 21.06.2003 N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" даются разъяснения некоторых положений Указания Банка России от 21.06.2003 N 1297-У.
Пунктом 17 Указания N 1297-У установлено, что данное Указание вступает в силу с 1 июля 2003 года. При этом пункт 16 Указания N 1297-У определяет, что установленная данным Указанием форма карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также порядок ее заполнения применяются для клиентов - юридических лиц (обособленных подразделений) по истечении двух месяцев со дня вступления в силу Указания N 1297-У.
Тем самым Банк России установил обязанность кредитных организаций (филиалов) или подразделений расчетной сети Банка России оформлять указанные карточки в отношении клиентов - юридических лиц (обособленных подразделений) в порядке, предусмотренном Указанием N 1297-У с 1 сентября 2003 года. Период с 1 июля 2003 года по 1 сентября 2003 года является переходным периодом, когда карточки с образцами подписей и оттиска печати могут оформляться как в соответствии с Указанием N 1297-У, так и в соответствии с приложением 2 к Инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР".
При этом карточки, оформленные в соответствии с приложением 2 к упомянутой Инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 N 28, как до вступления в силу Указания N 1297-У, так и в течение переходного периода, не подлежат переоформлению после 1 сентября 2003 года до момента, пока в этом не возникнет необходимость (изменение в составе лиц, имеющих право подписи, реквизитов и др.).
Берназ Л.П.,
ведущий специалист
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
27 августа 2003 года N Ю4021