- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Вопрос:
АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 16 июля 1999 года N А-02/2-440
О письме ЦБ РФ от 18.06.99 N 182-Т
У Ассоциации российских банков вызывают серьезное беспокойство разъяснения Банка России о применении отдельных положений Инструкции от 31.03.97 N 59, доведенные письмом от 18.06.99 N182-Т.
Мы считаем, что применение к кредитным организациям мер воздействия из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах нанесет серьезный удар по банкам, негативно скажется на их репутации и практически приведет к прекращению проведения ими расчетов по поручению юридических лиц на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Как следствие, произойдет дальнейшее сужение клиентской базы большинства кредитных организаций.
Эти указания не предусматривают применение к банкам предупредительных мер воздействия, что фактически лишает их возможности в кратчайшие сроки поправить свое финансовое положение и обеспечить проведение обязательных платежей. Между тем согласно Инструкции Банка России N 59 при задержке банками платежей территориальные организации вправе предъявлять к ним требования о принятии мер по финансовому оздоровлению, И только если банки не выполняют эти требования, могут применяться более жесткие меры - ограничение проведения отдельных операций.
В настоящее время обязательные платежи осуществляются на безвозмездной основе, и все банки фактически находятся в равных условиях. Их работа с обязательными клиентскими платежами отличается только качеством и скоростью проведения расчетов. Однако предложенная упрощенная процедура, применяемая к кредитным организациям, повлечет формирование ограниченной группы банков, осуществляющих бюджетные и другие обязательные платежи, и тем самым приведет к отсутствию здоровой конкуренции среди банков.
Как показывает анализ, нововведение затронет значительную часть банков. Так, согласно письму Министерства РФ по налогам и сборам от 23.04.99 N 05-01-11/493 в результате проведенных налоговыми органами в марте-апреле 1999 года по всем субъектам Российской Федерации документальных проверок 677 коммерческих банков (их филиалов и отделений) выявлено свыше 44 тыс. случаев задержки исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей в бюджет. Причина - отсутствие средств на их корреспондентских (субкорреспондентских) счетах. То есть, в среднем на каждый из проверенных банков приходится более 60 случаев задержки платежей.
Безусловно, задержка банковских операций, с точки зрения действующего законодательства и банковской этики, является серьезным нарушением со стороны кредитных организаций. Однако такая ситуация сложилась, в основном, не по вине банков, а является следствием ряда факторов на уровне макроэкономики - дефицита государственного бюджета, глобальных неплатежей и кризиса банковской системы. Банковское сообщество весьма беспокоит тот факт, что в последнее время кредитные организации подвергаются все возрастающему административному давлению со стороны налоговых органов. Вместе с тем Банк России, являющийся главным гарантом стабильности всей банковской системы, не всегда дает должную оценку подобным действиям. Это в равной степени относится и к письму N 182-T.
Ассоциация считает, что необходимо срочно рассмотреть возможные последствия введения в действие указанного письма. С этой целью предлагаем обсудить этот вопрос на совещании в Банке России с участием АРБ и коммерческих банков - членов Ассоциации.
Президент АРБ
С.Е.Егоров
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 1999 года N 016-15-1/3987
[Об ограничениях на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций
на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды]
Банк России в связи с письмом Ассоциации российских банков об ограничениях на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (далее - ограничение) сообщает следующее.
Практика показывает, что многие юридические лица искусственно создают ситуацию, когда при наличии нескольких расчетных (текущих) счетов, открытых в разных кредитных организациях, и достаточной суммы денежных средств для расчета с бюджетами, налогоплательщики направляют платежные поручения по налоговым платежам и сборам в неплатежеспособные кредитные организации, у которых отсутствуют средства на корреспондентских счетах. Тем самым с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П "По делу о проверке конституционности п.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" фактически снимается проблема по уплате собственных налогов, которая одновременно переносится на бюджет.
Задержки налоговых платежей кредитными организациями из-за отсутствия средств на их корреспондентских счетах являются причиной подготовки разъяснений Банка России, данных в Указании оперативного характера от 18.06.99 N 182-T "О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 31.03.97 N 59" (далее - Указание N 182-T).
Аргумент о том, что применение Указания N 182-T ставит банки в неравные конкурентные условия, не может быть принят. Очевидно, что наличие картотеки, которое является основанием для введения ограничения, уже само по себе - фактор неравных конкурентных условий. Как и любая мера воздействия, ограничение отменяется при устранении банком оснований, которые послужили причиной его применения.
Банком России даны уточнения в режим действия данного Указания (Указание оперативного характера от 13.08.99 N 240-Т "О порядке применения разъяснений Банка России, данных в Указании оперативного характера от 18.06.99 N 182-Т" прилагается*), согласно которым:
________________
* Текст Указания см. по ссылке. - Примечание
а) в период применения ограничения подлежат исполнению:
- инкассовые поручения налоговых органов и иные исполнительные документы на перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, предъявленные как к расчетному (текущему) счету клиента, так и к корреспондентскому счету кредитной организации;
- платежные документы клиентов, помещенные в картотеку к их расчетным (текущим) счетам, а также платежные поручения кредитной организации на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды как по поручению клиентов, так и по собственным платежам, помещенные в картотеку к внебалансовому счету N 90904 до введения ограничения;
б) к кредитным организациям, осуществляющим меры по предупреждению банкротства в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", мера воздействия в виде ограничения применяется по решению территориального учреждения Банка России;
в) к кредитным организациям, не обеспечивающим своевременного перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды по своим платежам, а не по поручению клиентов, не применяется мера воздействия в виде ограничения.
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что Инструкция Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" не предполагает применение мер воздействия в той последовательности, в которой они изложены в Инструкции. Выбор мер воздействия производится территориальными учреждениями Банка России самостоятельно с учетом положений п.4 Инструкции Банка России от 31.03.97 N 59, а в части ограничения - с учетом действия Указания оперативного характера от 18.06.99 N 182-Т.
Заместитель Председателя ЦБ РФ
В.Н.Горюнов
Текст документа сверен по:
"Налогообложение, учет и отчетность
в коммерческом банке",
N 5 (9), 1999 год