- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Основания и варианты снятия ограничений в распоряжении техникой,
ввезенной в оплату уставного капитала
Вопрос:
Каковы возможные основания и варианты снятия ограничений в распоряжении техникой, ввезенной в оплату уставного капитала?
Ответ:
В соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса РФ условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации. Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации.
Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями предусмотрены статьями 34 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", а по налогу на добавленную стоимость - подпунктом 7 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса РФ (по ранее действовавшему законодательству - Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость").
Таким образом, на товары, ввозимые в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал российского юридического лица, распространяется действие статьи 29 Таможенного кодекса РФ, при этом целью ввоза таких товаров признается формирование (либо увеличение) уставного капитала российского юридического лица, что находит свое отражение в учредительных и бухгалтерских документах такого юридического лица. После выпуска в свободное обращение товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями, таможенные органы в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса РФ осуществляют контроль за использованием таких товаров в целях, в связи с которыми были предоставлены данные льготы. Таможенные органы осуществляют контроль в соответствии с положениями Инструкции о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, утвержденной приказом ГТК РФ от 5 ноября 2001 года N 1043. Целями контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - Контроль), являются: обеспечение соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ; анализ целевого использования товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, и в случае выявления нарушений законодательства РФ принятие мер по взысканию в федеральный бюджет условно начисленных сумм таможенных платежей и привлечению лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Одним из условий целевого использования вышеназванных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883, рассматривается учет таких товаров на балансе организаций в качестве основных производственных средств (фондов). После условного выпуска товаров в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится организация, в установленный срок должны быть представлены учетные бухгалтерские документы (заверенные подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации) о принятии данных товаров к бухгалтерскому учету в качестве основных производственных фондов в порядке, предусмотренном правовыми актами в сфере законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Определение исключительного перечня случаев нарушения целевого использования товаров, ввезенных в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, не представляется возможным с учетом требований действующего законодательства РФ. Вопросы нецелевого использования товаров решаются в каждом конкретном случае в отношении конкретных организаций.
Так, в письме ГТК РФ от 3 июля 2002 года N 01-06/26232 приводятся следующие типичные случаи.
1. В соответствии с гражданским законодательством РФ отчуждение - передача имущества в собственность другого лица (возмездная/безвозмездная) является одним из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом. Отчуждение осуществляется главным образом по воле собственника на основе договора, заключенного им с приобретателем имущества. Отчуждение условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, в том числе реализация таких товаров любым способом (за исключением передачи в аренду), допускается в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса РФ только с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленных таможенных платежей и выполнения иных требований, предусмотренных законодательством РФ.
2. Передача товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями с применением тарифных льгот, в общую долевую собственность по договору простого товарищества (договору совместной деятельности), допускается в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса РФ только с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленных таможенных платежей. В соответствии со статьей 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, поэтому предмет и цели деятельности на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) не предусматривают утверждения и регистрации учредительных документов (устава). Переданные по договору простого товарищества товары используются согласно договору в интересах всех товарищей - участников договора, включая те организации, которые по правовому статусу не являются коммерческими организациями с иностранными инвестициями.
3. В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса РФ слияние, присоединение являются формами реорганизации юридических лиц. На основании статьи 58 Гражданского кодекса РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом, а при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Юридические лица при реорганизации в форме слияния прекращают свою деятельность с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу. При реорганизации в форме присоединения прекращается деятельность присоединенного юридического лица, права и обязанности которого переходят в порядке правопреемства к первому юридическому лицу.
В случае реорганизации в указанных формах коммерческой организации с иностранными инвестициями товары, ввезенные в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал такой организации, в отношении которых предоставлены тарифные льготы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883, могут быть переданы в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса РФ с разрешения таможенного органа, осуществляющего контроль за условно выпущенными товарами, вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу без уплаты таможенных пошлин при выполнении совокупности следующих условий: передача товаров осуществляется в соответствии с передаточным актом; учредителем вновь возникшего юридического лица является иностранный инвестор; вновь возникшее юридическое лицо по правовому статусу является коммерческой организацией с иностранными инвестициями; передача товаров осуществляется только в качестве вклада иностранного инвестора (учредителя) в уставный (складочный) капитал вновь возникшего юридического лица; передача товаров по бухгалтерским документам производится на баланс вновь возникшего юридического лица в качестве основных производственных фондов; решение вопросов правопреемства соответствующих обязательств перед таможенными органами (например, путем внесения в зарегистрированные учредительные документы возникшего юридического лица положений о переходе к этому лицу обязательств перед третьим лицом - таможенным органом).
4. При ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями, а также при уменьшении ее уставного капитала в связи с выходом (продажей акций, продажей или уступкой доли) иностранного инвестора, в качестве вклада которого в уставный (складочный) капитал такой организации были ввезены товары, из числа учредителей организации, распоряжение товарами, ранее ввезенными в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации с льготами по уплате таможенных платежей, допускается в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса РФ только с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленных таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных законодательством РФ, за исключением случаев вывоза таких товаров (для возврата иностранным инвесторам) с таможенной территории РФ без обязательства об их обратном ввозе.
5. В случае помещения товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, ранее оформленных в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения с условным начислением таможенных платежей, под таможенный режим экспорта (статья 97 Таможенного кодекса РФ) с целью фактического вывоза, к таким товарам применяются в полном объеме нормативные правовые акты ГТК России, регулирующие процедуру доставки товаров, находящихся под таможенным контролем. Помещение таких условно выпущенных товаров под таможенный режим экспорта не является использованием товаров в иных целях, в связи с которыми были предоставлены тарифные льготы, поскольку в данном случае указанные товары подлежат перемещению за пределы таможенной территории РФ. В этой связи условно начисленные суммы таможенных пошлин в отношении данных товаров взиманию не подлежат.
6. Передача товара, ввезенного в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями со льготами по уплате таможенных платежей, в аренду третьему лицу по гражданско-правовому договору не может рассматриваться как использование товара в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, поскольку аренда не является реализацией товаров согласно действующему гражданскому законодательству РФ, и товар, сданный в аренду, учитывается на балансе арендодателя. При этом условиями договора аренды либо дополнительного соглашения сторон может быть предусмотрен переход в последующем права собственности на сданное в аренду имущество к арендатору (статья 624 Гражданского кодекса РФ). В таких случаях условие целевого использования таких товаров будет нарушено после передачи имущества с баланса организации с иностранными инвестициями (арендодателя) на баланс арендатора.
Что касается иных вариантов распоряжения товарами, ввезенными в уставный капитал, при которых не окажется нарушенной статья 29 Таможенного кодекса РФ, то таковыми, на наш взгляд, могут быть передача товаров по договору безвозмездного пользования и по договору доверительного управления имуществом. В остальных случаях распоряжение условно выпущенными товарами возможно только с предварительного разрешения таможенных органов и при условии уплаты таможенных платежей, от которых было получено условное освобождение. При этом такие таможенные платежи (НДС и таможенная пошлина) будут подлежать уплате в тех размерах, которые были условно начислены при таможенном оформлении товаров при их ввозе на территорию РФ, без начисления пеней.
В случае выявления фактов использования товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в целях, отличных от тех, в связи с которыми предоставлены такие льготы, таможенные платежи, начисленные в отношении таких товаров, не уплаченные в связи с применением льгот, подлежат уплате (взысканию) в соответствии с установленным законодательством РФ порядком. Взыскание неуплаченных таможенных платежей будет осуществляться с начислением пеней. Кроме того, неправомерное распоряжение условно выпущенными товарами является основанием для применения к правонарушителю административной ответственности, предусмотренной статьей 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами. В соответствии с указанной статьей пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Смирнов А.Е.,
главный специалист
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
29 октября 2003 года N Ю4342