- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
От ГЦРР можно требовать возмещения ущерба, если при демонтаже
объектам наружной рекламы нанесены повреждения
Вопрос:
Правомерно ли взимание платы за фасадные вывески магазинов, кафе, ресторанов и т.д.? ГЦРР в лице “районных специалистов” обязывают предпринимателей заключать договоры на оплату вывесок, ссылаясь на постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.96 N 6 “О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге и мерах по увеличению доходов бюджета Санкт-Петербурга от наружной рекламы”. В случае неисполнения договоров (или в случае их незаключения в обозначенные ГЦРР сроки) службы ГЦРР их демонтируют (как правило, в ночное время) и отвозят на склад, на котором их просто сваливают в кучу. При этом сохранность и целостность конструкций дорогостоящих изделий не обеспечивается. Далее предпринимателям предлагается выкупить свое испорченное имущество, оплатив услуги по его демонтажу. Нет ли здесь повода для судебного разбирательства, тем более, если принять во внимание, что здание, на фасаде которого размещена вывеска, находится в собственности (все квартиры в здании приватизированы)? Каков должен быть порядок действий?
Ответ:
В соответствии с п.1.4 Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.96 N 6) (далее - Порядок) установленный данными Правилами порядок размещения объектов наружной рекламы и информации распространяется на всю территорию Санкт-Петербурга, независимо от ведомственной принадлежности или формы собственности зданий, сооружений, объектов или земельных участков, на которых размещается реклама.
Однако договор с Городским центром размещения рекламы (далее - ГЦРР) должен заключаться в тех случаях, если рекламоносители (за исключением обязательных вывесок) размещаются (п.1.6 Правил):
- на землях общего пользования;
- на объектах благоустройства;
- на находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданиях, сооружениях и объектах.
При этом за размещение рекламоносителей взимается плата. Размер платы определяется ГЦРР на основе установленных тарифных расценок.
Для размещения рекламы в других местах, не перечисленных выше, заключение договора с ГЦРР не требуется, но рекламодатели обязаны соблюдать все требования Правил, предъявляемые к рекламоносителям.
Этих требований в Правилах очень много, основные заключаются в следующем:
Запрещено размещение вновь устанавливаемых рекламоносителей с площадью одного рекламного поля (стороны) более 10 кв.м на магистралях и территориях I категории архитектурно-исторической значимости, а также в Пушкине, Павловске, Петергофе, Ломоносове и в исторически сложившемся центре Санкт-Петербурга.
Запрет не распространяется на договоры размещения рекламоносителей с площадью одного рекламного поля (стороны) более 10 кв.м, заключенные СПбГУП "Городской центр размещения рекламы" и согласованные Комитетом по градостроительству и архитектуре до 24 марта 2003 года, а также на договоры размещения крупногабаритных рекламоносителей с изображением товарных знаков (знаков обслуживания) и виниловых панно, размещаемых на стенах и крышах зданий и сооружений на основании индивидуальных проектов, за исключением стен и крыш зданий и сооружений, расположенных на наб.Лейтенанта Шмидта, Английской наб., Университетской наб., Адмиралтейской наб., Кронверкской наб., Мытнинской наб., Дворцовой наб. и наб. Кутузова.
Запрещается размещать рекламоносители (за исключением информационных табличек и учрежденческих досок):
- на памятниках архитектуры и градостроительства, храмах, территориях, непосредственно прилегающих к ним, а также территориях кладбищ и в радиусе 50 метров от них без согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников;
- в садах и парках, а также на их оградах в зоне исторической застройки, на территориях государственных и местных историко-культурных заповедников (за исключением случаев проведения разовых, краткосрочных, централизованных мероприятий);
- на крышах павильонов ожидания городского наземного пассажирского транспорта, станций метрополитена, торговых павильонов и киосков (за исключением павильонов и киосков, полностью оформленных в фирменном стиле).
2.3. В Санкт-Петербурге разрешается использовать только аттестованное рекламное оборудование. Аттестация производится специальной Комиссией по наблюдению за качеством рекламоносителей, действующей на основании Положения, разрабатываемого Центром и утверждаемого Комитетом по печати и связям с общественностью. Аттестованному рекламному оборудованию присваивается категория, дающая право использовать такое оборудование в городских зонах соответствующих категорий, определенных Приложением к Правилам. Организация деятельности указанной Комиссии осуществляется Городским центром размещения рекламы.
Установка отдельно стоящих или размещаемых на опорах уличного освещения или контактной сети электротранспорта рекламоносителей требует обязательного согласования с Управлением ГАИ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (в дальнейшем - Управление ГАИ).
Размещение отдельно стоящих рекламоносителей в полосе отвода железной дороги производится с согласия Управления Октябрьской железной дороги.
Размещение рекламоносителей в Санкт-Петербурге, а также разработка их проектов производится в соответствии с архитектурно-планировочными заданиями Управления эстетики городской среды (в дальнейшем - УЭГС) или иными формами согласований, выдаваемыми Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга и устанавливающими архитектурно-художественный облик объекта рекламы и его местоположение в городской среде.
Если в здании или сооружении юридическому или физическому лицу принадлежит на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды) помещение, то наружная поверхность стены над всеми окнами этого помещения в приоритетном порядке отводится под рекламу данного юридического или физического лица.
Установка лайтпостеров (отдельно стоящих световых стендов с размером рекламного поля (стороны) 1,2 х 1,8 м) допускается только одновременно с установкой павильонов ожидания городского пассажирского транспорта, оснащенных рекламными панелями, в соотношении не менее 1 павильона на каждые 3 установленных лайтпостера.
Установка, эксплуатация и внешний вид объектов наружной рекламы и информации должны соответствовать "Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу". Несоблюдение указанных Правил является основанием расторжения договора между Центром и Заявителем без возмещения произведенных Заявителем расходов.
Содержание информации, размещаемой на рекламоносителях, должно соответствовать российскому законодательству, в том числе Закону Российской Федерации "О рекламе", законодательству Санкт-Петербурга, правилам, установленным Администрацией Санкт-Петербурга, а также правилам и обычаям Международного Олимпийского комитета и Национального Олимпийского комитета России в отношении использования олимпийской символики, слов "Олимпиада", "Олимпийские игры", "олимпийский", упоминаний о выдвижении Санкт-Петербурга кандидатом на проведение Олимпийских игр.
Несоблюдение вышеуказанных требований является основанием расторжения договора с Заявителем и последующего демонтажа (снятия) рекламоносителя или рекламного изображения (информации). Возмещение всех понесенных при этом расходов и убытков производится Заявителем.
Установка и эксплуатация объекта наружной рекламы и информации допускается только при условии выполнения необходимых работ по благоустройству (ремонту) непосредственно прилегающей к рекламоносителю территории (места размещения).
При проведении работ по монтажу рекламных объектов Заявитель должен руководствоваться установленными правилам, регламентирующими порядок проведения таких работ. При этом нарушенное при установке рекламоносителя дорожное покрытие или газон должны быть восстановлены Заявителем в том виде, каким он был до установки рекламоносителя, с использованием аналогичных материалов и технологий. Те же требования должны быть выполнены Заявителем в случае демонтажа рекламоносителя.
Фундамент (основание) отдельно стоящего рекламоносителя должен быть в обязательном порядке заглублен в землю (вровень с земной поверхностью), за исключением особых, индивидуальных случаев, согласованных с Центром.
Павильоны ожидания городского пассажирского транспорта, оборудованные рекламными панелями, в обязательном порядке должны устанавливаться Заявителем в комплекте со скамейками и досками городской информации. При этом уборка прилегающей к павильонам территории осуществляется соответствующими городскими службами.
Требования к размещению вновь устанавливаемых рекламоносителей:
все вновь устанавливаемые рекламоносители не должны ухудшать обзор других объектов наружной рекламы и информации.
Требования к размещению вновь устанавливаемых отдельно стоящих рекламоносителей:
отдельно стоящими рекламоносителями являются любые стационарные наземные рекламоносители на собственных опорах.
Малогабаритными рекламоносителями признаются отдельно стоящие рекламоносители с площадью одного рекламного поля (стороны) менее 6 кв.м.
Крупногабаритными рекламоносителями признаются отдельно стоящие рекламоносители с площадью одного рекламного поля (стороны) от 6 кв.м до 30 кв.м включительно.
Рекламоносителями особо крупных форматов признаются отдельно стоящие рекламоносители с площадью одного рекламного поля (стороны) более 30 кв.м.
Вновь устанавливаемые отдельно стоящие рекламоносители (за исключением индивидуальных проектов, элементов уличной мебели, совмещенных с рекламоносителями, а также рекламоносителей, используемых исключительно для размещения городской некоммерческой информации, и городских информационных щитов, стендов, тумб) должны иметь размеры рекламных полей (сторон) следующих форматов (ширина х высота, м): 0,8 х 1,2; 1,2 х 1,8; 1,4 х 3; 2,4 х 0,9; 2,4 х 1,8; 3,6 х 2,6; 6 х 3, 12 х 3, 12 х 5, 24 х 5.
Требования к объектам наружной рекламы и информации, их установке и эксплуатации:
Установка, эксплуатация и внешний вид объектов наружной рекламы и информации должны соответствовать "Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу". Несоблюдение указанных Правил является основанием расторжения договора между Центром и Заявителем без возмещения произведенных Заявителем расходов.
При установке и эксплуатации рекламоносителей должны соблюдаться требования соответствующих технических условий, условий безаварийности дорожного движения, безопасности граждан, сохранности городского имущества, зданий, сооружений, дорожного покрытия, газонов и пр., выполнение действующих в Санкт-Петербурге норм и правил.
Рекламоносители и размещаемая на них реклама не должны иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
При заключении договора размещения рекламоносителя Центр может предложить Заявителю установить рекламоноситель в комплексе с элементами уличной мебели либо сформулировать иные требования, связанные с вопросами благоустройства городских территорий, зданий, сооружений.
В случае замены конструкции старого, принадлежащего городу павильона ожидания наземного пассажирского транспорта на новую конструкцию, содержащую световые рекламные панели и принадлежащую рекламной фирме, вопрос о демонтаже и дальнейшем использовании старого павильона решает Департамент по благоустройству и дорожному хозяйству.
Любые надписи, размещенные на рекламоносителях, должны быть выполнены на русском языке. Данное положение не распространяется на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
В случае если предприятие - владелец рекламоносителя, имеющее договор с Центром, свободно от обязательств перед третьими лицами о размещении на рекламоносителе рекламы или информации, такое предприятие обязано по просьбе Городского центра размещения рекламы на время незанятости рекламоносителя разместить на нем городскую некоммерческую информацию, предоставляемую предприятию Центром в виде готовых носителей информации, в том числе полиграфических плакатов.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О рекламе" предприятие - владелец рекламоносителя обязано по просьбе Центра осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов от годовой стоимости предоставляемых таким предприятием услуг по распространению рекламы.
Установленный рекламоноситель должен иметь маркировку утвержденной формы с указанием реквизитов владельца и номера договора установки рекламоносителя. Отсутствие маркировки является основанием демонтажа рекламоносителя.
Самовольно установленные объекты наружной рекламы - это те объекты, которые установлены без заключения договора с ГЦРР (если заключение такого договора необходимо по Правилам). Самовольными также считаются объекты, установленные с нарушением Правил.
В соответствии с п.6 Правил установленные самовольно объекты наружной рекламы и информации подлежат демонтажу силами владельца рекламоносителя или силами ГЦРР с последующим возмещением владельцем затрат, понесенных Центром. Однако при этом должна соблюдаться сохранность и целостность конструкций изделий. В случае нанесения повреждений объектам наружной рекламы их владелец может требовать от ГЦРР возмещения ущерба, причиненного объектам, в том числе и в судебном порядке.
Сначала можно требовать от ГЦРР возмещения вреда в добровольном порядке, а именно, подав соответствующее заявление в ГЦРР. К заявлению необходимо приложить копию акта ущерба, причиненного имуществу (рекламоносителю). Акт подписывается собственником рекламоносителя (или его представителем) и представителями ГЦРР. Стоимость повреждений, указанных в акте, определяется товароведческой экспертизой, составляется заключение эксперта, копия которого тоже прилагается к заявлению. Необходимо также предоставить документы, подтверждающие ваши права на рекламоноситель.
В случае отказа в возмещении вреда необходимо обратиться в Арбитражный суд г.С-Петербурга с исковым заявлением о возмещении ущерба. К исковому заявлению необходимо приложить указанные выше документы, а также копию акта, составленного представителями ГЦРР, о нарушении Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге и проведенном демонтаже рекламоносителя.
Д.М.Будницкий,
юрист Коллегии адвокатов
"Юридического Центра "Лекс"
Адрес: Московский пр., д. 7,
Тел.: 310-43-05
mailto: [email protected]
29 октября 2003 года N Ю4352