почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
12
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Ошибка при расчетах платежными поручениями



 Вопрос:


    Наша организация арендует помещения у бюджетного учреждения. При перечислении арендных платежей за ряд периодов в платежных поручениях были допущены ошибки: неправильно указан код бюджетной классификации. О данном факте было уведомлено казначейство, на чей счет осуществлялось перечисление платежей. Однако казначейство зачислило деньги в бюджет по коду бюджетной классификации "прочие доходы федерального бюджета". Что можно предпринять в данном случае?
    
 

 Ответ:


    В соответствии с пунктом 3 статьи 863 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Пунктом 1 статьи 864 Гражданского кодекса РФ содержание платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
    
    Как следует из запроса, в данном случае плательщиком было допущено нарушение в графе 104 платежных поручений. В соответствии с пунктом 2.10 Положения Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах" поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101-110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России. Приказом МНС РФ, ГТК РФ и Минфина РФ от 3 марта 2003 года N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" предусмотрено, что плательщики при заполнении расчетного документа указывают в поле 104 расчетного документа показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
    
    Из приведенных выше норм можно констатировать, что осуществление платежа на основании заполненного с нарушением установленных законом и в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами правил платежного документа, что привело к незачислению денежных средств по назначению, не прекращает обязательство, во исполнение которого данный платеж был осуществлен. Таким образом, в данном случае денежные средства, перечисленные на основании платежных поручений, заполненных с нарушением установленных правил в графе 104, не прекращают обязанность плательщика по уплате арендной платы, возникшую в силу заключенного с бюджетным учреждением договора аренды.
    

    Согласно пункту 14 приказа Минфина РФ от 14 декабря 1999 года N 91н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2002 года) в случае поступления на счета органов федерального казначейства доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как "невыясненные поступления". После выяснения принадлежности указанных платежей к определенному виду дохода или определенной территории, в которой плательщик состоит на учете, органом федерального казначейства производится операция перечисления указанных средств по назначению:
    
    - на соответствующие счета бюджетов;
    
    - отнесение невыясненного платежа на соответствующий код дохода бюджетной классификации при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации;
    
    - возврат (средств) плательщику согласно заключению налогового органа.
    
    При ошибочном зачислении платежей кредитной организацией органы федерального казначейства осуществляют возврат этих платежей кредитной организации на основании мемориального ордера казначейства. После выяснения назначения платежа (поступления из кредитной организации платежных документов) поступившие платежи относятся на соответствующий код бюджетной классификации без оформления налоговыми органами заключения. Платежи, поступившие на счет N 40101 и принадлежность которых к виду дохода не установлена, могут числиться как "невыясненные поступления" не более двух месяцев со дня их зачисления, а платежи, поступившие в декабре, - до 25 декабря отчетного года. После истечения этих сроков невыясненные поступления, зачисленные на счет N 40101, перечисляются органами федерального казначейства с указанного счета в доход федерального бюджета на счет N 40102 и учитываются по коду 2090000 "Прочие неналоговые доходы" бюджетной классификации.
    
    Выявив наличие ошибок в графе 104 платежных поручений, плательщик письмом уведомил УФК МФ РФ о наличии ошибок в платежных поручениях и тем же письмом уточнил содержание граф 104 данных платежных поручений. Однако, несмотря на данное обстоятельство, УФК МФ РФ по Санкт-Петербургу платежи были зачислены по коду 2090000 "Прочие неналоговые доходы" бюджетной классификации по истечении двух месяцев со дня их зачисления. Таким образом, несмотря на факт уточнения плательщиком информации в платежных документах до истечения двухмесячного срока, УФК МФ РФ в нарушение пункта 14 приказа Минфина РФ от 14 декабря 1999 года 91н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации" не осуществило отнесение поступивших платежей на соответствующий код бюджетной классификации, а зачислило их в доход федерального бюджета по иному коду.
    
    Таким образом, необходимо констатировать, что УФК МФ РФ правомерно отразило поступившие платежи в аналитическом учете как "невыясненные поступления", однако неправомерно не осуществило отнесение поступивших платежей на соответствующий код бюджетной классификации после уточнения информации в платежных поручениях (в графе 104), а зачислило их в доход федерального бюджета по иному коду.
    

    Следует отметить, что действующее бюджетное законодательство РФ не допускает перезачисление доходов бюджетов между кодами доходов в соответствии с бюджетной классификацией после момента отражения доходов по тому или иному коду бюджетной классификации. Следовательно, при существующих обстоятельствах отсутствуют возможности перезачисления платежей, отраженных по коду 2090000 "Прочие неналоговые доходы", на код 2010205. Возможным вариантом действий в данном случае является возврат из бюджета денежных средств, ошибочно зачисленных по неверному коду бюджетной классификации. При этом, с учетом того, что, как было отмечено выше, арендатор в данном случае не может считаться выполнившим свои обязанности по уплате арендной платы, уплата сумм арендной платы должна быть осуществлена повторно на основании заполненных надлежащим образом платежных документов.
    
    Что касается возврата зачисленных ошибочно в бюджет платежей, то применительно к налоговым платежам его порядок урегулирован статьей 78 Налогового кодекса РФ. Однако в данном случае имеют место не налоговые, а гражданские правоотношения. На наш взгляд, вопрос о правовой природе правоотношений в данном случае снимается информацией, содержащейся в графе "Назначение платежа" платежных поручений, где имеется указание на правовую природу платежа (арендная плата).
    
    В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). В силу пункта 2 той же статьи правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
    
    Согласно пункту 1 статьи 1104 Гражданского кодекса РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре. Это общее правило, согласно которому на лицо, приобретшее без установленных правовых оснований имущество за счет другого лица, обязано вернуть данному лицу неосновательное обогащение. Не подлежит возврату лишь неосновательное обогащение, указанное в статье 1109 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. В данном случае ни одно из указанных в статье 1109 Гражданского кодекса РФ оснований не имеет места, а следовательно, неосновательное обогащение в данном случае подлежит возврату потерпевшему.
    

    В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. Пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ содержит указание на саму возможность взыскания процентов с того, кто неосновательно получил или сберег денежные средства за счет другого. Развивая данное указание, пункт 2 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что проценты подлежат начислению с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. Закон, следовательно, связывает возникновение обязанности по уплате процентов на соответствующую сумму не с самим фактом ее нахождения у приобретателя (должника), а с фактом его осведомленности о неправомерности, неосновательности такого нахождения. При отсутствии требуемой осведомленности лицо, к которому предъявлено соответствующее требование, обязано возвратить лишь неосновательно полученную (сбереженную) денежную сумму. Это позволяет говорить о том, что уплата процентов на сумму неосновательного денежного обогащения является мерой гражданско-правовой ответственности. Она состоит в присоединении к нарушенной обязанности (возвратить денежную сумму) новой дополнительной обязанности (уплатить проценты), которой до правонарушения не существовало. В тех случаях, когда денежные средства передаются приобретателю в безналичной форме (путем зачисления их на его банковский счет), следует исходить из того, что приобретатель должен узнать о неосновательном получении средств при представлении ему банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусмотренном банковскими правилами и договором банковского счета. При представлении приобретателем доказательств, свидетельствующих о невозможности установления факта ошибочного зачисления по переданным ему данным, обязанность уплаты процентов возлагается на него с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном получении средств (п.26 постановления Пленумов ВС и ВАС N 13/14).
    
              

   Смирнов А.Е.,
главный юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64

31 декабря 2003 года N Ю4781


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование