- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Вопрос:
Гражданам - "чернобыльцам" на основании п.9 ст.14 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Финансирование оплаты данных отпусков указанной категории граждан производится за счет федерального бюджета.
Каков порядок применения ЕСН в отношении указанных выплат при их поступлении на расчетный счет организации, где работают граждане - "чернобыльцы"? За счет какого источника в данном случае работодатель начисляет ЕСН?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2003 года N 04-04-04/109
[По вопросу обложения единым социальным налогом
сумм оплаты дополнительного отпуска "чернобыльцам"]
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом сумм оплаты дополнительного отпуска "чернобыльцам" и сообщает следующее.
В соответствии с п.9 ст.14 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, указанным в пп.1-2 ст.13 Закона N 1244-1, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Согласно п.4 ст.19 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 Закона N 1244-1, работающим в зоне, гарантируется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года. Финансирование расходов, связанных с предоставлением вышеуказанного отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.96 N 506, и письмом Министерства финансов РФ от 28.09.2001 N 3-12-5/90 за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать компенсации, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.
Согласно п.1 ст.236 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам - "чернобыльцам" не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие воздействия радиации.
Таким образом, по нашему мнению, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником - "чернобыльцем".
При решении рассматриваемого вопроса следует также руководствоваться положениями п.3 ст.236 Кодекса, который устанавливает, что выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с п.1 ст.252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. С учетом нормы подп.49 ст.270 Кодекса, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса, можно сделать вывод о том, что у налогоплательщиков-организаций суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного Законом N 1244-1, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, оплата дополнительного отпуска работникам - "чернобыльцам" не подлежит обложению единым социальным налогом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с редакцией ст.236 Кодекса, действовавшей до 2002 года, согласно которой объектом налогообложения по единому социальному налогу являлись выплаты, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, работодатель должен был начислять единый социальный налог на оплату таких отпусков в 2001 году.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
"Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях",
N 3, февраль, 2004 год