- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2004 года N 16-00-10/3
О применении организациями Федерального закона
"О бухгалтерском учете"
Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 273, а также в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 283, было разработано и утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (приказ Минфина России от 6 июля 1999 года N 43н). Положение разработано в полном соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", третья глава которого посвящена вопросам состава, периода и порядка представления и публичности бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого организации представляют бухгалтерскую отчетность в территориальные органы статистики по месту их регистрации. При этом каких-либо особых требований к составу бухгалтерской отчетности, срокам и порядку ее представления в территориальные органы статистики Законом не определено.
В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету существует дифференцированный подход к формированию разными типами организаций объема информации, предоставляемой в составе бухгалтерской отчетности. Это означает, что, например, субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации при отсутствии соответствующих данных в состав бухгалтерской отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому балансу. Коммерческими организациями, не являющимися крупными, предполагается к раскрытию объем отчетной информации применительно к образцам форм бухгалтерской отчетности, которые разрабатываются Минфином России. Коммерческие организации, являющиеся крупными организациями, имеющими несколько видов деятельности, используют разработанные Минфином России образцы форм бухгалтерской отчетности при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности, в состав которой при этом могут быть включены формы сверх рекомендованных образцов форм. Это вызвано тем, что общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в нормативных документах по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты, существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.), приводят к необходимости увеличения объема раскрываемой в бухгалтерской отчетности информации указанными организациями и принятию большего количества отчетных показателей, а также форм, включаемых в состав бухгалтерской отчетности.
При этом большая часть информации должна раскрываться не в отчетных формах, а в пояснительной записке. Это касается и показателей по сегментам (видам деятельности).
Учитывая содержание статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", организация должна представлять в установленные адреса бухгалтерскую отчетность в составе форм, разработанных и принятых ею. Представление бухгалтерской отчетности по рекомендованным образцам свидетельствует о неполном выполнении организациями требований нормативных документов по бухгалтерскому учету. Представление бухгалтерской отчетности может по решению организации (см.п.6 ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учете") осуществляться на бумажном носителе или в электронном виде. Право пользователей (включая органы статистики) бухгалтерской отчетности требовать от организации ее представления в электронном виде федеральным законом не определено. Организация вправе также определять технический способ заполнения форм бухгалтерской отчетности (заполнение от руки или с помощью печатающих средств, составление электронной версии форм бухгалтерской отчетности). Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.
Обращается внимание на то, что в приказе Госкомстата России и Минфина России от 14 ноября 2003 года N 475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики" указывается, что коды показателей бухгалтерской отчетности должны быть проставлены организацией в формах бухгалтерской отчетности в соответствии с указанным приказом в случае включения организацией в формы бухгалтерской отчетности при их разработке и принятии сформированных в бухгалтерском учете показателей, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики.
Одновременно следует отметить, что имеющие место случаи, когда налоговые органы отказывают в принятии бухгалтерской отчетности организации в связи с отсутствием отметки территориального органа статистики ("штампа") о представлении ему бухгалтерской отчетности, не соответствуют требованиям законодательства.
Руководитель
Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности
Министерства финансов РФ
А.С.Бакаев
Текст документа сверен по:
"Официальные документы".
Еженедельное приложение
к газете "Учет, налоги, право",
N 8, 03.03.2004