- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Бюджетное учреждение вправе осуществлять благотворительную деятельность за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в случае, если соответствующее направление расходования средств предусмотрено сметой бюджетного учреждения
Вопрос:
Вправе ли бюджетное учреждение осуществлять благотворительную деятельность?
Ответ:
Согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности в благотворительных организациях" (далее - Закон):
"Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".
Непосредственно указанным Законом круг субъектов, осуществляющих благотворительную деятельность, не ограничивается, однако из пункта 1 статьи 3 3акона следует, что законодательство о благотворительной деятельности относится к гражданскому законодательству и включает в себя Гражданский кодекс РФ.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ: "Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса". Таким образом, имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ:
"Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе".
Условием применения данной нормы является предоставление учреждению права на осуществление приносящей доход деятельности учредительными документами последнего. В случае соблюдения указанного условия учреждение вправе свободно распоряжаться средствами от такой деятельности, в том числе - направлять указанные средства на благотворительные цели.
Однако если учреждение создается государственными (муниципальными) органами, то такое учреждение приобретает статус бюджетного учреждения, выступая в качестве участника бюджетного процесса. Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ:
"Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов".
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ:
"Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг".
Указанные денежные средства в силу прямого указания пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ подлежат обязательному отражению в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утверждаемой в соответствии с пунктом 4 статьи 158 и пунктом 5 статьи 159 Бюджетного кодекса РФ соответственно главным распорядителем либо распорядителем бюджетных средств. В силу пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности подлежат обязательному отражению на лицевом счете бюджетного учреждения и подлежат расходованию в пределах их остатка по данному лицевому счету (пункт 15 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 года N 46н). При этом данные средства расходуются в соответствии с назначениями смет доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Однако при всем сказанном сохраняются существенные различия в принципах осуществления основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования. Несмотря на ограничение прав бюджетного учреждения по распоряжению доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рамками сметных назначений, действующее бюджетное законодательство РФ не позволяет сделать вывод о полном переводе внебюджетных средств учреждения в режим бюджетных. Рассматривая указанные средства в качестве источника дополнительного финансирования, законодатель не может не учитывать принципов самостоятельности распоряжения ими учреждением, установленных в том числе и гражданским законодательством РФ (статья 298 Гражданского кодекса РФ).
Учет деятельности, связанной с получением доходов от самостоятельной приносящей доход деятельности учреждения и их расходованием, выделен из основного баланса учреждения и включен в отдельный баланс по внебюджетным источникам финансирования. В силу прямого указания статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами в пределах их остатка на лицевом счете (хотя и в соответствии с направлениями, указанными в смете по внебюджетным источникам финансирования). Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов по внебюджетным источникам финансирования, остается в распоряжении бюджетного учреждения; суммы данного превышения направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.
Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять благотворительную деятельность за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в том случае, если соответствующее направление расходования средств предусмотрено сметой бюджетного учреждения.
Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор,
Смирнов А.Е.,
главный юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
11 марта 2004 года N Ю5157