почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
2
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Бюджетное учреждение вправе осуществлять благотворительную деятельность за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в случае, если соответствующее направление расходования средств предусмотрено сметой бюджетного учреждения


         

 Вопрос:


    Вправе ли бюджетное учреждение осуществлять благотворительную деятельность?
  
      

 Ответ:


    Согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности в благотворительных организациях" (далее - Закон):
    
    "Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".
    
    Непосредственно указанным Законом круг субъектов, осуществляющих благотворительную деятельность, не ограничивается, однако из пункта 1 статьи 3 3акона следует, что законодательство о благотворительной деятельности относится к гражданскому законодательству и включает в себя Гражданский кодекс РФ.
    
    Согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ: "Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса". Таким образом, имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ:
   
    "Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе".
    
    Условием применения данной нормы является предоставление учреждению права на осуществление приносящей доход деятельности учредительными документами последнего. В случае соблюдения указанного условия учреждение вправе свободно распоряжаться средствами от такой деятельности, в том числе - направлять указанные средства на благотворительные цели.
    
    Однако если учреждение создается государственными (муниципальными) органами, то такое учреждение приобретает статус бюджетного учреждения, выступая в качестве участника бюджетного процесса. Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ:
    
    "Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов".
    

    В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ:
    
    "Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг".
    
    Указанные денежные средства в силу прямого указания пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ подлежат обязательному отражению в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утверждаемой в соответствии с пунктом 4 статьи 158 и пунктом 5 статьи 159 Бюджетного кодекса РФ соответственно главным распорядителем либо распорядителем бюджетных средств. В силу пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности подлежат обязательному отражению на лицевом счете бюджетного учреждения и подлежат расходованию в пределах их остатка по данному лицевому счету (пункт 15 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 года N 46н). При этом данные средства расходуются в соответствии с назначениями смет доходов и расходов по внебюджетным средствам.
    
    Однако при всем сказанном сохраняются существенные различия в принципах осуществления основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования. Несмотря на ограничение прав бюджетного учреждения по распоряжению доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рамками сметных назначений, действующее бюджетное законодательство РФ не позволяет сделать вывод о полном переводе внебюджетных средств учреждения в режим бюджетных. Рассматривая указанные средства в качестве источника дополнительного финансирования, законодатель не может не учитывать принципов самостоятельности распоряжения ими учреждением, установленных в том числе и гражданским законодательством РФ (статья 298 Гражданского кодекса РФ).
    
    Учет деятельности, связанной с получением доходов от самостоятельной приносящей доход деятельности учреждения и их расходованием, выделен из основного баланса учреждения и включен в отдельный баланс по внебюджетным источникам финансирования. В силу прямого указания статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами в пределах их остатка на лицевом счете (хотя и в соответствии с направлениями, указанными в смете по внебюджетным источникам финансирования). Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов по внебюджетным источникам финансирования, остается в распоряжении бюджетного учреждения; суммы данного превышения направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.
    

    Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять благотворительную деятельность за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в том случае, если соответствующее направление расходования средств предусмотрено сметой бюджетного учреждения.
    

    

Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор,
Смирнов А.Е.,
главный юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64

11 марта 2004 года N Ю5157


    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование