почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
3
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Правомерно ли, что организация должна платить государству
налог на имущество, которое принадлежит государству?

    
    

 Вопрос:


    В процессе приватизации государственного предприятия в 1994 году в плане приватизации для объектов жилищного фонда был установлен особый порядок приватизации. Т.е. у акционерного общества на балансе числится жилой дом, который находится в федеральной собственности. Сейчас налоговая инспекция считает, что данный жилищный фонд является объектом налогообложения. Просим пояснить, правомерно ли, что организация должна платить государству налог на имущество, которое принадлежит государству? Есть ли возможность освобождения от налога на данное имущество?

    

 Ответ:

     
    Для того чтобы ответить на ваш вопрос, следует обратиться к документам, изданным значительное время назад, но не утратившим свое значение и сегодня.
    
    Так, 29 октября 1993 года Минфин РФ выпустил разъяснения об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве (см. письмо Минфина РФ от 29 октября 1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве", с изменениями от 3 апреля 1996 года).
          
    Согласно указанному письму, изложенный в нем порядок учета объектов жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, находящихся на балансе предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, применялся также для учета жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, находящихся на балансе предприятий и организаций других отраслей, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.
    
    В частности, Минфин установил, что остаточная стоимость объектов жилищного фонда, числящихся на балансе предприятия, перечисляется по состоянию на 1 января 1993 года с дебета счета 85 "Уставный капитал" в кредит счета 88 "Фонды специального назначения", субсчет "Фонд средств социальной сферы", если такой перевод не был произведен в 1992 году.
           
    Суммы износа по этим объектам перечисляются в кредит счета 88 "Фонды специального назначения", субсчет "Фонд средств социальной сферы" в корреспонденции с дебетом счета 02 "Износ основных средств". Одновременно эти суммы износа отражаются без бухгалтерских системных записей на вновь открываемом забалансовом счете 014 "Износ жилищного фонда".
    
    Таким образом, у предприятий стоимость основных средств в виде жилищного фонда, не включенных в состав уставного фонда, но переданных им на баланс, отражалась в полной сумме по дебету счета 01 "Основные средства" и в той же сумме по кредиту счета 88 "Фонды специального назначения", субсчет "Фонд средств социальной сферы".

    Как вы пишете, приватизация вашего предприятия происходила в 1994 году, следовательно, вы руководствовались письмом Минфина РФ от 23 декабря 1992 N 117 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий". Это письмо содержало аналогичные указанному выше письму N 118 указания по отражению основных средств, не включенных в состав уставного фонда приватизируемого предприятия:
    
    "По завершении оценки имущества предприятие производит операции по приведению уставного фонда к размеру, соответствующему выкупной (продажной) стоимости предприятия или его уставному капиталу, фиксируемому в учредительных документах.
    
    Для этого в бухгалтерском учете предприятия в соответствии с положениями, определяющими состав имущества предприятия, подлежащего выкупу, производятся следующие операции:

    на остаточную стоимость числящихся на балансе объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, для которых действующим законодательством предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, уменьшается уставный фонд, делается запись по дебету счета 85 "Уставный фонд" и кредиту счета 88 "Фонды специального назначения", субсчет "Фонд средств социальной сферы".

    Таким образом, у приватизированных предприятий жилищный фонд, не включенный в состав уставного фонда, отражался тем не менее по счету 01 "Основные средства".

    Согласно статье 2 действовавшего до 1 января 2004 года Закона РФ от 13 декабря 1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями от 6 июня 2003 года), налогом в соответствии с настоящим Законом облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
    
    Однако законодатель, включив в состав облагаемого налогом на имущество все основные средства, находящиеся на балансе, предусмотрел для объектов жилищного фонда льготу.
    
    Согласно пункту "а" статьи 5 Закона N 2030-1, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшалась на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
    
    С 1 января 2004 года исчисление и уплата налога на имущество организаций осуществляется в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ.
       
    Согласно пункту 1 статьи 374 главы 30 НК РФ, объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
    
    Налоговые льготы по новому порядку определены статьей 381 НК РФ. Так, согласно подпункту 6 статьи 381 НК РФ, до 1 января 2006 года освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

    Вместе с тем, согласно статье 372 главы 30 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
    
    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
    
    Таким образом, на территории вашего субъекта РФ законодательные (представительные) органы также могли установить льготу в отношении объектов жилищного фонда, принадлежащего вашему предприятию.

    Если же никаких льгот для вашего предприятия не предусмотрено, то есть смысл передать объекты жилищного фонда государству.
    
    Согласно Указу Президента РФ от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и распоряжению Госкомимущества РФ от 27 января 1993 года N 135-р, при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не может быть включен жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций.
     
    Жилищный фонд в силу п.2 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года N 8, относится к федеральной (государственной) собственности и находится в ведении администрации по месту расположения объекта.
    
    Согласно ст.18 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ст.9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся на балансе указанных предприятий, должен передаваться в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

    

М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90

19 мая 2004 года N А3118






  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование