- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Начисление амортизации бюджетными учреждениями
Вопрос:
Как производится начисление амортизации бюджетными учреждениями?
Ответ:
Бюджетным учреждениям разрешено при определении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшать сумму доходов, учитываемых при определении налоговой базы на величину начисленной амортизации по амортизируемому имуществу*. Следуя общей логике дифференциации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, законодатель устанавливает, что начисление амортизации возможно только при соблюдении одновременно двух условий: во-первых, соответствующее имущество должны быть приобретено исключительно за счет средств, полученных от коммерческой деятельности** (в том смысле, в каком такая деятельность понимается в соответствии со статьей 321_1 Налогового кодекса РФ: предпринимательская деятельность, иная приносящая доход деятельность, а также внереализационные доходы); во-вторых, такое имущество должно использоваться исключительно в целях осуществления коммерческой деятельности бюджетного учреждения.
________________
* Установленная законодателем норма не отменяет и не ограничивает действия иных актов законодательства РФ, регулирующих отношения в иных сферах. Так, например, в соответствии с пунктом 45 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 года N 107н, на основные средства учреждения амортизационные начисления не производятся, а начисляется износ. Однако следует отметить, что указанная Инструкция регулирует порядок ведения бухгалтерского учета, тогда как в пункте 4 статьи 321_1 Налогового кодекса РФ прямо указано, что начисление амортизации в данном случае осуществляется исключительно в целях обложения прибыли бюджетных учреждений налогом на прибыль организаций. Таким образом, начисление амортизации должно быть отражено не в бухгалтерском учете, а в налоговом. В свете сказанного обратим внимание на часть первую статьи 313 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (но не бухгалтерского). Показательно здесь будет привести старую редакцию указанной нормы, действовавшую до вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ: "Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями настоящей главы предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета".
** Либо за счет средств внебюджетного финансирования.
Поскольку особых правил начисления амортизации бюджетными учреждениями Налоговый кодекс РФ в настоящее время не содержит, следует руководствоваться общими нормами, закрепленными статьями 256-259 Налогового кодекса РФ.
В-третьих, в статье 321_1 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговом учете как о системе обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (статья 313 Налогового кодекса РФ), а не о бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций является предметом регулирования законодательства РФ о бухгалтерском учете, и, хотя Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Минфина РФ от 15 июня 2000 года N N4н предусмотрен также раздельный бухгалтерский учет, его показатели могут отличаться от показателей налогового учета. Наглядным примером тому могут служить проанализированные выше нормы, касающиеся амортизации имущества бюджетных учреждений.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 321_1 Налогового кодекса РФ в налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ. Таким образом, ведение налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений, за исключением особенностей, предусмотренных статьей 321_1 Кодекса, должно осуществляться в соответствии с общими нормами, посвященными налоговому учету в главе 25 Налогового кодекса РФ.
Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
21 июня 2004 года N Ю5685