- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный контракт
Вопрос:
Является ли договор, заключенный с бюджетным учреждением, государственным контрактом?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Таким образом, из определения государственного (муниципального) контракта следует, что таковым может считаться только такой договор, который заключается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. В этом специфика государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, договор, заключенный бюджетным учреждением, может быть квалифицирован как государственный контракт, когда он помимо прочих признаков государственного контракта отвечает признаку целевой направленности, т.е. когда он заключен в целях обеспечения государственных нужд.
Таким образом, если норму, содержащуюся в статье 71 Бюджетного кодекса РФ, толковать буквально, то следует сделать вывод, что бюджетным учреждениям запрещено осуществлять закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, если такая закупка не осуществляется на основании государственного контракта в целях обеспечения государственных нужд*. При таком толковании бюджетные учреждения оказались бы в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в силу возложенных на бюджетное учреждение функций у него имеются потребности в определенных товарах, работах, услугах (в том числе и в размере, превышающем 2000 МРОТ), без удовлетворения которых невозможна его деятельность. С другой стороны, бюджетное учреждение не может удовлетворить указанные потребности, т.к. его потребности не являются во всех случаях государственными нуждами (следовательно, не может иметь места и заключение государственного контракта), а заключение иного договора, не являющегося государственным контрактом, на сумму, превышающую 2000 МРОТ, невозможно в силу статьи 71 Бюджетного кодекса РФ.
________________
* Такой вывод вытекает из следующих посылок. Статья 72 Бюджетного кодекса РФ, определяя понятие государственного контракта, не указывает в качестве признака такового цену договора. Определяющим моментом в квалификации договора в качестве государственного контракта является целевая направленность приобретаемых по такому договору товаров, работ, услуг (они закупаются в целях обеспечения государственных нужд). При этом тот факт, что продукция закупается по договору, сумма которого больше, меньше или равна 2000 МРОТ, не имеет ровным счетом никакого значения. С другой стороны, как отмечено в настоящем заключении, бюджетное учреждение может (и должно) иметь свои собственные потребности, без удовлетворения которых оно будет не в состоянии выполнять возложенных на него собственником функций. Отнюдь не факт, что такие потребности окажутся в пределах установленного законом ограничения в размере 2000 МРОТ.
Именно ввиду указанного противоречия, на наш взгляд, норму, содержащуюся в статье 71 Бюджетного кодекса РФ, следует толковать ограничительно (т.е. уже ее буквального смысла).
Из действительного смысла статьи 71 Бюджетного кодекса РФ, в ее системной связи с положениями статей 69, 70, 72 Бюджетного кодекса, рядом статей Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Федерального закона РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", иными нормативными правовыми актами РФ, по нашему мнению, следует, что бюджетные учреждения вправе для обеспечения своих собственных потребностей заключать договоры, не являющиеся государственными контрактами, на поставку товаров, работ, услуг вне зависимости от их суммы. Что касается поставок товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных нужд, т.е. для обеспечения государственных нужд, то бюджетные учреждения вправе закупать такие товары, работы, услуги на основании договоров, не являющихся государственными контрактами, только в том случае, если сумма закупки не превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на сумму, превышающую 2000 минимальных размеров оплаты труда, бюджетное учреждение вправе производить только на основании государственного контракта, заключаемого в порядке, установленном законодательством РФ*.
________________
* В соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
21 июня 2004 года N Ю5689