почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
13
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

 

Создание учреждения культуры

    
    

 Вопрос:


    Может ли быть создано учреждение культуры совместно органом государственной власти субъекта РФ и негосударственным юридическим лицом (юридическими лицами)?
    


 Ответ:


    В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона РФ "О некоммерческих организациях" учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, утверждаемый собственником для учреждения.
    
    При буквальном толковании приведенных норм напрашивается вывод о том, что учредителем некоммерческой организации в форме учреждения может быть только одно лицо, поскольку в них идет речь именно о собственнике, а не о собственниках имущества создаваемого учреждения.
    
    С другой стороны, создание организации с участием государственных органов находится еще и в сфере действия бюджетного законодательства РФ, основывающегося, как правило, на принципах разрешительного метода правового регулирования. Бюджетным же законодательством РФ также прямо не предусматривается возможность создания бюджетных учреждений с участием частных собственников.
    
    В то же время следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
    
    В силу пункта 3 статьи 120 Гражданского кодекса РФ и пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях" особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и иными правовыми актами. Соответственно данной норме круг лиц, обладающих правом создавать учреждения, функционирующие в особых сферах, ограничен. Так, благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией (статья 7 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"); общественное учреждение - гражданами и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями (статья 6 Закона РФ "Об общественных объединениях"); религиозное образовательное учреждение - только религиозными организациями (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"); учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ (статья 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
    
    Тем не менее в действующем законодательстве содержатся и случаи, когда применительно к регулированию правового положения отдельных видов учреждений законодатель устанавливает не только ограничения по составу учредителей, но и прямо предусматривает возможность наличия у учреждения нескольких учредителей. Так, например, статьей 11 Федерального закона "Об образовании" учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
    

    1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
    
    2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
    
    3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
    
    4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
    
    5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Допускается совместное учредительство образовательных учреждений. Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования.
    
    Таким образом, законодатель в ряде случаев прямо указывает на возможность наличия в составе учредителей учреждений не только одного, но и нескольких лиц. Более того, возможность наличия нескольких учредителей и у организаций культуры также прямо предусмотрена действующим на сегодняшний день законодательством РФ.
    
    В соответствии со статьей 41 Закона РФ от 9 октября 1992 года "Основы законодательства РФ о культуре" в Российской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации культуры, основанные на федеральной собственности, собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, международных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности. Организации культуры могут быть учреждены: федеральными органами государственной власти и управления; органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления; общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями; иными, в том числе иностранными, юридическими, а также физическими лицами.
    
    Хотя в приведенных нормах статьи 41 Основ законодательства РФ о культуре речь идет об организациях культуры, созданных в любых организационно-правовых формах, а не только об учреждениях, оснований полагать, что учреждения культуры могут создаваться лишь единственным собственником, не имеется, с учетом того что законодатель, во-первых, прямо не запрещает создание учреждений несколькими лицами, во-вторых, прямо закрепляет такую возможность применительно к некоторым видам учреждений.
    

    По нашему мнению, не являются исключением и те случаи, когда в число учредителей учреждения входят, наряду с частными лицами, также и органы государственной власти.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Хотя в приведенной норме и отсутствует прямое указание на возможность наличия в составе учредителей учреждения, созданного органами государственной власти или органами местного самоуправления, также и частных лиц, не содержит она и запрета на это. В то же время, например, в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий (также создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления) законодатель прямо устанавливает, что их создание возможно только органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; и более того, законодатель прямо запрещает и создание унитарных предприятий, основанных на смешении собственности РФ, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности (см. статью 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). С другой стороны, в отношении регулирования правового положения учреждений законодатель в ряде случаев, устанавливая возможность наличия совместного учредительства, не делает при этом исключений и для смешения государственной (муниципальной) и частной форм собственности (см. уже упоминавшиеся статью 11 Федерального закона "Об образовании", статью 41 Основ законодательства РФ о культуре). Более того, статьей 11 Федерального закона "Об образовании" устанавливается и возможность изменения состава учредителей уже существующих государственных и муниципальных образовательных учреждений (в случаях, которые предусматриваются законодательством РФ).
    

    Вывод:
    
    Законодательство РФ не исключает возможности наличия в составе учредителей учреждений культуры нескольких лиц, в том числе и совместное учредительство учреждений культуры органами государственной власти субъектов РФ и частными лицами (коммерческими и некоммерческими юридическими лицами и (или) физическими лицами). При этом учреждение культуры может быть (как и любая иная некоммерческая организация) создано, либо в результате его учреждения, либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации - статья 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях". В соответствии со статьей 42 Основ законодательства РФ о культуре отношения учредителя (учредителей) и организации культуры регулируются действующим законодательством, а также договором. Договор между учредителем (учредителями) и организацией культуры определяет взаимные обязательства сторон, условия и порядок использования имущества, порядок финансирования деятельности организации культуры учредителем (учредителями), материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора, решение социальных вопросов.
    
    

Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64

21 июня 2004 года N Ю5692


    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование