- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Особенности приватизации и оборота садовых и огородных участков
Вопрос:
В чем особенности приватизации и оборота садовых и огородных участков в России?
Ответ:
Регулированию оборота садовых, огородных и дачных земельных участков, а также их приватизации посвящена глава VI Закона "О садоводческих объединениях". Садоводам, огородникам, дачникам, а также их объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Проведение приватизации включает в себя следующие этапы:
1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;
2) комиссия организует сбор заявлений от членов объединения о приватизации участков и проводит (с привлечением на договорной основе специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица) инвентаризацию земель;
3) член объединения в своем заявлении указывает, на каком праве он хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;
4) комиссия дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;
5) собрание уполномоченных (либо правление) рассматривает подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель объединения и принимает решение ходатайствовать перед органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков - за конкретными гражданами;
6) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;
7) собранные документы направляются органу местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями;
8) решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи объединению и гражданам - членам такого объединения свидетельств, удостоверяющих их права на землю;
9) членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое, в свою очередь, получает их в учреждениях юстиции по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании доверенностей членов объединения.
За государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена соответствующего объединения взимается регистрационный сбор в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде. В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.
Людмила Грудцына,
член Московской коллегии адвокатов "Адвокат"
"Адвокат", N 6, 2004 год
30 июня 2004 года N Э4493