- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Зачет стоимости подержанной техники в счет уплаты за новую технику
Вопрос:
Организация осуществляет розничную продажу оргтехники и ее сервисное обслуживание. Если клиентом сдается подержанный системный блок (принтер и т.д.) и одновременно приобретается новый, то нашей организацией предусмотрен зачет стоимости подержанной оргтехники в счет оплаты новой, т.е. товар продается со скидкой. Затем подержанная оргтехника может быть отремонтирована и выставлена на реализацию по цене намного ниже цены нового товара. Как документально оформить данную хозяйственную операцию?
Ответ:
Когда организация принимает подержанную технику, фактически происходит приобретение старой техники (договор купли-продажи) у физического лица, должен оформляться договор, накладная. Одним из обязательных условий договора является указание цены приобретаемого товара. Также должен быть оформлен акт зачета стоимости подержанной техники в счет уплаты за новую технику с указанием суммы.
Если работы по ремонту старой техники значительные и новый изготовленный продукт будет являться качественно другим (у него будут другие технические характеристики), то это уже является производством новой продукции, учет организуется, как при производстве. Оприходование приобретенного подержанного имущества отражается в бухгалтерском учете - дебет 10 "Материалы" кредит 60 "Поставщик"/физическое лицо. Если материалы поступают на склад, то согласно постановлению N 71а от 30.10.97 оформляется приходный ордер (форма N М-4). Ведется карточка учета материала - форма М-17. При списании материала в производство оформляется требование-накладная - форма М-11. К учету готовая продукция (счет 43) принимается по первоначальной стоимости, определяемой исходя из фактических затрат, связанных с ее производством (п.7 ПБУ 5/01). Данные о фактической себестоимости поступившей в течение месяца (отчетного периода) готовой продукции формируются на основании отчетных калькуляций, журналов выпуска готовой продукции (основные правила формирования стоимости готовой продукции должны быть прописаны в учетной политике организации), затем эта стоимость списывается при реализации готовой продукции в дебет счета 90.
Под торговой деятельностью признается приобретение организацией товара с целью его последующей продажи без изменения его технических, качественных и иных характеристик. В ПБУ 5/01 не исключена возможность дополнительной обработки товаров. Фактическую себестоимость товаров формируют в том числе затраты по доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Эти затраты включают расходы организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг (п.6 ПБУ 5/01). Разницу между товаром и готовой продукцией, используя только положения ПБУ 5/01, определить достаточно сложно. Однако перечень операций с товарами, которые допускаются для торговой деятельности, все-таки ограничен. Так, согласно положениям разд.2 постановления Госкомстата России от 19 августа 1998 года N 89 под торговлей понимается перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров. Таким образом, если ремонт подразумевает под собой только очистку техники, замену каких-либо внешних частей и пр., то данные работы можно признать как предпродажную подготовку товара и учесть приобретаемую подержанную технику на счете 41 "Товары".
То, что новый товар реализуется по цене, значительно отличающейся от стоимости отремонтированной техники, не противоречит Гражданскому и Налоговому законодательству, рекомендуем составить прейскурант отдельно для новой техники, отдельно для подержанной и отражать особенности каждого продаваемого подержанного продукта, так как у каждого товара цена будет индивидуальной (указывать технические особенности, срок эксплуатации и пр. параметры). Использование данного способа привлечения покупателей (зачет стоимости старой техники) должна быть прописана как отдельная маркетинговая стратегия, применяемая предприятием (цель, смысл, результаты акции).
Козырева Я.В.,
руководитель отдела аудита и финансов
Объединенной консалтинговой группы
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64,
тел.: (812) 325-4860,
Москва, Лялин пер., 11/13,
тел.: (095) 916-23-06,
[email protected], [email protected]
6 августа 2004 года N А3360