- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают
для аптечных учреждений, независимо от их организационно-правовой
формы, предельные розничные надбавки к фактической отпускной
цене производителя лекарственных средств или отпускной
цене организации оптовой торговли
Вопрос:
Просим разъяснить процедуру формирования розничной наценки в предприятиях розничной торговли (аптека), находящихся на системе налогообложения в виде налога на вмененный доход, в случае формирования розничной цены на товары (медикаменты), получаемые от посредника (оптовой организации). (Варианты расчетов торговой наценки прилагаются.) При проверке регулирования цен на лекарственные средства органами Департамента здравоохранения и фармации администрации Ульяновской области комиссия установила, что мы завышаем предельно допустимую розничную наценку, установленную органом исполнительной власти, то есть 25% в результате включения суммы НДС в стоимость товара производителя при формировании торговой наценки. Согласно замечаниям комиссии Департамента здравоохранения мы обязаны при формировании наценки (25%) учитывать только цену завода производителя, не включая в нее суммы НДС. При этом Департамент ссылается на постановление Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". В этом постановлении для предприятий оптовой торговли и аптечных учреждений устанавливаются предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или отпускной цене организации оптовой торговли. Причем предельная оптовая наценка составляет 15%, предельная розничная наценка - 25%. Итого конечная продажная цена товара не должна превышать 40% от цены производителя.
Мы считаем, что закупая, товар непосредственно у производителя, формируем торговую наценку в пределах 40%, включая в нее сумму НДС, ссылаясь на гл.26 НК, которая гласит, что суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров, принимаются к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, только в случае использования этих товаров при осуществлении деятельности, облагаемой НДС, а организации, подпадающие под систему налогообложения в виде ЕНВД, освобождены от отдельных видов налогов, в том числе и от НДС. Таким образом, включение сумм НДС, уплаченных поставщиком товаров в торговую наценку, считаем правомерным.
Закупая товар у посредника (оптовой организации), формируем товарную наценку в пределах 25% от цены производителя, также включая сумму НДС, в наших товарах наценка составляет 24%. Так как Департамент здравоохранения и фармации администрации обязывает нас формировать торговую наценку, не включая в нее сумму НДС, то наша фактическая наценка (розничная цена, поделенная на цену поставщика) составит порядка 20-21%, что ведет к снижению дохода предприятия.
Ответ:
Пунктом 14 постановления Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные оптовые надбавки:
а) к фактической отпускной цене отечественного производителя лекарственных средств или к контрактной цене иностранного производителя лекарственных средств при их прямых закупках.
Под фактической отпускной ценой понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (накладных и т.п.);
б) к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также устанавливают для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или отпускной цене организации оптовой торговли.
Таким образом, процедура формирования розничной надбавки зависит от определения отпускной цены производителя (или оптового поставщика), в котором наиболее важным будет являться решение вопроса о том, входит ли в состав цены сумма НДС или нет. К сожалению, действующее гражданское законодательство не содержит однозначного определения этого понятия.
В соответствии с нормами п.1 ст.485 ГК РФ "покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи…, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа. Нормами п.1 ст.154 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, и без включения в них налога на добавленную стоимость. Толкование указанных норм гражданского и налогового права приводит к выводу о том, что цена товара не содержит в себе суммы НДС.
Придерживаясь данного вывода, нельзя признать все приведенные варианты расчета розничной надбавки правильными, поскольку варианты 1 и 2 предусматривают расчеты наценки от цены, включающей сумму НДС, а третий вариант является смешанным: надбавка определена как сумма 25% от цены производителя без НДС и цены оптового поставщика с НДС.
Беспалова Л.Е.,
заместитель генерального директора
аудиторской компании
"Руфаудит-Волга"
5 августа 2004 года N А3416