- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Бесплатная раздача товарных образцов
Вопрос:
Наша организация в рекламных целях проводит акции по бесплатной раздаче товарных образцов (полиэтиленовых пакетов и ручек с логотипом фирмы). Данная операция для целей налогообложения считается рекламой или безвозмездной передачей?
Ответ:
Как известно, передача товаров на безвозмездной основе признается реализацией для целей исчисления НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Важно отличать безвозмездную передачу товаров от рекламы с использованием имущества. Основное отличие заключается в том, что при рекламе происходит распространение имущества (товаров) компании неограниченному и неизвестному кругу лиц. Об этом идет речь в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2004 N А21-3239/03-С1.
В постановлении обращено внимание на то, что в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Из этого следует, что реклама обладает рядом признаков, а именно: оформленность рекламной информации, публичное распространение, предназначенность для неопределенного круга потребителей рекламы, определенные цели информации (формировать или поддерживать интерес).
Рекламная информация обладает двумя важными отличительными свойствами: она должна предназначаться для неопределенного круга лиц и обладать способностью возбуждать и поддерживать интерес к рекламируемой организации, ее товарам, работам, услугам, идеям и начинаниям. Размещение только таких сведений на носителе может считаться распространением рекламной информации.
В свою очередь безвозмездная передача товара предусматривает передачу его определенному лицу на безвозмездной основе (без оплаты). Только в этом случае возникает объект обложения НДС. При рекламе же объекта обложения НДС нет.
Если, например, обувной магазин проводит мероприятие под названием "Рекламная акция", в рамках которого при покупке двух пар обуви за третью пару покупатель не платит, то круг лиц, которым передается третья пара, определен (те, кто купит первые две). Данная операция отражается в учете как безвозмездная передача, хотя мероприятие называется "рекламная акция". При раздаче той же обуви без оплаты любому зашедшему в магазин операция отражается в учете как затраты на рекламу. Раздача товарных образцов всем зашедшим в магазин фактическим и потенциальным покупателям является рекламой и относится к затратам организации, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Если раздаются товарные образцы только покупателям, которые приобретают товар, данную операцию следует отражать как безвозмездную реализацию и начислять НДС на сумму реализации.
Е.Крылова,
главный аудитор
ООО "Аудиторская фирма"Хэлп-Аудит",
г.Санкт-Петербург
"Финансовая газета. Региональный выпуск"
N 34(511), август, 2004 год
20 августа 2004 года N Э4647