- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Расчет наличными денежными средствами
Вопрос:
Одним из основных видов деятельности нашей фирмы является оптовая торговля по безналичному расчету. Покупатель принес наличными 200000 руб., и мы отгрузили ему товар. Грозят ли нам штрафные санкции? Если да, то какие? Имеются ли варианты оформления расчетов наличными с такими покупателями, позволяющие минимизировать расходы предприятия при осуществлении данной операции?
Ответ:
Рекомендации по применению тех или иных схем расчетов наличными денежными средствами будем рассматривать с точки зрения обоюдной выгодности сделки для продавца и покупателя.
В Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, который равен 60000 рублям*. При этом предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам, производимым в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Следует также учитывать, что расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами**.
________________
* Указание ЦБР от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".
** Письмо МНС РФ и ЦБР от 01, 02.07.2002 N 24-2-02/252, N 85-Т "По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами".
Таким образом, если реализованный товар (по "большому договору") можно разделить на части (на несколько "маленьких договоров") стоимостью не более 60000 рублей и оформить на каждую из них отдельный договор купли-продажи, то лимит расчетов наличными будет сохранен.
Возможно, налоговый инспектор обратит внимание на один и тот же предмет договоров и попытается назвать данную сделку притворной (совершенной с целью прикрытия другой сделки), применив к ней правила той сделки, которую стороны действительно имели в виду (п.2 ст.170 ГК РФ). Поэтому, если удастся доказать, что "большой договор" был разбит на несколько "маленьких" только для того, чтобы ввести в заблуждение фискальные органы, то организацию можно привлечь к ответственности за превышение лимита расчетов наличными.
Автор не зря употребил речевой оборот "если удастся доказать", ведь доказывать представителю налогового органа обоснованность своих претензий придется в суде, что достаточно сложно, и об этом свидетельствует арбитражная практика. В свою защиту организация может привести массу аргументов, например: организация не собирается вступать в долгосрочные отношения с контрагентом; при каждой покупке (продаже) анализируются рыночные условия, и, соответственно, цена устанавливается с учетом всех рыночных факторов и т.д.
Таким образом, разбивка одного "большого" договора на несколько "маленьких" - простой и надежный способ решения проблемы. Но при этом нужно учесть несколько моментов. Во-первых, договоры на момент проведения проверки должны быть в наличии и подписаны обеими сторонами в целях избежания споров с налоговыми органами.
Во-вторых, желательно, чтобы "маленькие" договоры не были связаны друг с другом даже косвенно, то есть не надо делать в них ссылки на другой договор. Например, фраза "отгрузка товара по договору N 1 будет произведена только после поступления денег по договорам N 1 и N 2" наводит на мысль, что данные договоры представляют собой единое целое.
В-третьих, не нужно забывать о том, что после 26 июня 2003 года организация, принявшая наличные денежные средства, обязана выдать кассовый чек согласно ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ*. Его отсутствие, по мнению налоговых органов, приведет к неподтверждению данной хозяйственной операции соответствующими документами, свидетельствующими об оплате товаров (работ, услуг), и, как следствие, к нарушению п.1 ст.252 НК РФ, что, в свою очередь, не позволит учесть стоимость товаров (работ, услуг) в налоговых расходах.
________________
* Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Конечно, данный подход налоговых органов - это попытка в очередной раз истолковать отсутствие однозначной формулировки в пользу бюджета, и нам приходится либо считаться с ним, либо отстаивать свои интересы в судебных инстанциях. Аргументы при этом могут быть следующие: главой 25 НК РФ не установлен конкретный перечень документов, служащих основанием для подтверждения факта оплаты, следовательно, любой иной документ, отвечающий требованиям законодательства (например, приходный кассовый ордер, который используется при расчетах наличными денежными средствами, - п.13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации*), должен приниматься судом в качестве доказательства факта оплаты**.
________________
* Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета директоров ЦБР 22.09.93 N 40.
** От редакции: Иные аргументы в пользу позиции налогоплательщика по данному спору с налоговыми органами будут рассмотрены на страницах нашего журнала в ближайших номерах.
В-четвертых, для покупателя - плательщика НДС важно воспользоваться налоговым вычетом по товарам (работам, услугам), приобретенным за наличный расчет. Для получения права на вычет НДС по таким товарам (работам, услугам), по мнению налоговых органов, необходимо не только наличие чека кассового аппарата, но и выделенный в нем отдельной строкой НДС, и, кроме того, в счете-фактуре должна быть ссылка на номер кассового чека*.
________________
* Письмо МНС РФ от 10.10.2003 N 03-1-08/296311-АЛ268.
Очередной "беспредел", по-другому и не скажешь. Налоговый кодекс требует указывать номер расчетного документа только при авансовых платежах (пп.4 п.5 ст.169 НК РФ), в остальных случаях такая ссылка не требуется. Что касается оплаты суммы НДС, главное - подтвердить, что вы рассчитались с продавцом (хотя, если принять во внимание определение Конституционного суда N 169-О*, то необходимо, чтобы этот расчет сопровождался еще и уменьшением вашего имущества, то есть денежные средства не должны быть заемными, в противном случае организация не понесет "реальных расходов" и не сможет воспользоваться налоговым вычетом).
________________
* Определение Конституционного суда РФ N 169-О от 08.04.2004.
Согласно п.1 ст.172 НК РФ вычет по НДС предоставляется при наличии документов, подтверждающих уплату налога, но нигде не сказано, что выделенная сумма налога является обязательным реквизитом кассового чека, а ее отсутствие - основанием для отказа в вычете "входного" НДС.
Несмотря на то, что указанные подходы налоговых органов к вопросам исчисления налога на прибыль и НДС противоречат НК РФ, налогоплательщику, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в судах, в которых в отличие от налоговых органов практикуется буквальное толкование закона (например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.06.2003 N А39-4637/02-25/10 и ФАС Уральского округа от 02.03.2004 N Ф09-554/04-АК).
Если разбить "большой договор" о продаже товара невозможно, то существуют несколько вариантов оформления расчетов. Какой из них наиболее приемлем, предприятию предстоит решать самому, взвесив все "за" и "против".
Вариант 1.
Организация принимает в кассу от покупателя 60000 руб. Оставшиеся 140000 руб. оформляются как оплата через подотчетное лицо, которое на основании доверенности продавца получило деньги от покупателя и затем вернуло их в кассу продавца.
При такой схеме расчетов даже невооруженным глазом видно, что платежи производились между одними и теми же юридическими лицами в рамках одного и того же договора, и, следовательно, нарушен лимит расчетов наличными. Покупатель может быть привлечен к ответственности по ст.15.1 КоАП РФ. Сумма штрафа может составить от 400 до 500 МРОТ с предприятия и от 40 до 50 МРОТ - с должностных лиц. В отношении продавца ни КоАП РФ, ни НК РФ не предусматривает ответственности за "сверхнормативные" расчеты наличными денежными средствами.
В случае применения такой схемы организации остается надеяться либо на невнимательность налогового инспектора, либо на отдаленность налоговой проверки по времени (согласно ст.4.5. КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения).
В данной ситуации полезно знать процедуру привлечения к ответственности. Налоговые органы при наличии информации о нарушении порядка расчетов между организациями наличными деньгами направляют справку в банк, обслуживающий организацию, для проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью. Банк после самостоятельной проверки направляет в налоговую инспекцию материалы о результатах ревизии. Если в ходе ревизии, проведенной банком, были обнаружены нарушения, то налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении и выносит постановление о привлечении к ответственности в течение двух месяцев с момента его составления. Постановление можно обжаловать в суде или вышестоящем налоговом органе в течение 10 дней с момента получения его копии.
Такая же ответственность и процедура привлечения к ответственности предусмотрены в отношении организации, отразившей в учете расчеты наличными денежными средствами с юридическим лицом в размере более 60000 руб. по одной сделке без применения схем расчетов, рассмотренных ниже.
Вариант 2.
Продавец заключает договор с частным предпринимателем на продажу товара на сумму 199900 руб. Предприниматель продает покупателю данный товар на сумму 200000 руб.
В основе данной схемы лежит факт нераспространения на предпринимателя требования о соблюдении лимита расчетов наличными - оно введено только в отношении юридических лиц, к которым ПБОЮЛ не относится согласно п.2 ст.11 НК РФ.
К минусам данной схемы можно отнести то, что, во-первых, такой предприниматель должен быть в оперативном доступе, то есть принимать участие в сделке сразу, как только пришел покупатель с наличными денежными средствами. Во-вторых, она невыгодна, если предприниматель перешел на уплату единого налога по упрощенной системе с объектом налогообложения "доходы". Кроме того, нужно учесть, что применение предпринимателем специальных налоговых режимов лишает покупателя возможности принять НДС к вычету.
Вариант 3.
Покупатель приобретает за наличные денежные средства векселя (возможно, у банка продавца) на сумму 200000 руб. Номинал каждого векселя не должен превышать 60000 руб. Затем этими векселями покупатель расплатится с продавцом за отгруженный товар.
В этом случае между юридическими лицами отсутствуют расчеты наличными денежными средствами с превышением норматива.
Минус данной схемы - потребуется время для оформления дополнительных сделок с банком, и, возможно, появятся дополнительные издержки на услуги банка (как минимум на приобретение бланков векселей). Кроме того, убыток от операций с ценными бумагами учитывается отдельно и не "сальдируется" с другими доходами и расходами в соответствии с требованиями ст.280 НК РФ.
Д.В.Дмитриев
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета
и налогообложения",
N 18, 2004 год
9 сентября 2004 года N Э4763