почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
1
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 2004 года N 17-12/32023


О правомочии проведения таможенными органами экспертиз по определению
рыночной стоимости объектов правонарушения

    
    
    В Управлении таможенных расследований и дознания рассмотрено письмо Шереметьевской таможни от 20.05.2004 N 43-05/10264 с просьбой разъяснить вопрос о правомочии проведения экспертами, в том числе экспертами таможенных органов, оценочных экспертиз товаров в рамках административных и уголовных дел.
    
    В связи с тем, что данный вопрос поднимался неоднократно и другими таможенными органами, разъясняем следующее.
    
    Определение (установление) рыночной стоимости таможенными органами при осуществлении своих государственных контрольных и административных полномочий с использованием лиц, обладающих специальными познаниями (экспертов), должно соответствовать требованиям действующего законодательства, а также ведомственным нормативным правовым актам.
    
    Согласно ст.3 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" правовой основой судебно-экспертной деятельности среди иных правовых нормативных актов являются Таможенный кодекс Российской Федерации, УПК РФ и КоАП России.
    
    Ст.13 этого Закона указывает, что должность эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
    
    Ст.57 УПК РФ, ст.25.9 КоАП, ст.378 Таможенного кодекса Российской Федерации также предъявляют к эксперту требование о наличии специальных (достаточных) знаний (познаний), позволяющих произвести экспертизу и дать заключение. Это же требование нашло свое отражение и в Методических рекомендациях по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта (приложение 1 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632).
    
    Согласно положениям, изложенным в Методических рекомендациях по проведению экспертиз в таможенных лабораториях (экспертно-криминалистических подразделениях ГТК России), а также в иных соответствующих организациях или другими экспертами (приложение 2 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632), экспертизы проводятся сотрудниками, удовлетворяющими квалификационным требованиям, изложенным в приказе ГТК России от 04.06.2003 N 624 "Об утверждении Положения об аттестации экспертов".
    
    Таможенные органы, являясь государственными исполнительными органами, должны действовать в установленной сфере деятельности и руководствоваться законодательством, определяющим их полномочия, задачи и функции (ст.1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429). Ни в одном из законодательных актов, определяющих компетенцию таможенных органов, не предусмотрено правоотношений контролирующих органов и участников ВЭД в форме сделки. Также не предусмотрены правоотношения в форме сделки при производстве расследований административных и уголовных дел. Исходя из этого ФЗ от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулирующий правоотношения в форме сделки с объектами собственности Российской Федерации и иными объектами, в таможенном деле применяться не может, так как входит в противоречие с требованиями ст.ст.26.2, 26.4 КоАП России, ст.ст.75, 204 УПК РФ и ст.379 ТК Российской Федерации.
    
    В ходе изучения уголовных дел, прекращенных производством в 2003 году, и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, а также административных дел выявлены обозначенные выше процессуальные нарушения.
    
    Так, при производстве административного расследования по делу N 10215000-315/2003, возбужденному по ст.16.1 КоАП, экспертиза назначалась в ЭКС N 2 г.Калининграда и исполнялась экспертом, не имеющим высшего технического и высшего экономического образования. Тем не менее эксперт произвел оценку технического состояния транспортного средства и определил его рыночную стоимость. Данное действие эксперта противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В дальнейшем, при расследовании дознавателем уголовного дела N 30042, имеющиеся противоречия устранены не были, допустимость доказательств не исследовалась.
    
    Аналогичные нарушения содержатся в делах Неманской таможни (административное дело N 10220000-388/2003, уголовное дело N 30033), Костомукшской таможни (административное дело N 10219000-241/2003, уголовное дело N 74899), Сахалинской таможни (административное дело N 10707000-179/2003, уголовное дело N 1164/7261), а также в ряде административных и уголовных дел других таможен.
    
    Исходя из вышеизложенного таможенные органы правомочны назначать в сторонних организациях и проводить самостоятельно в своих ведомственных подразделениях экспертизы по определению рыночной стоимости товаров - объектов правонарушения и товаров - объектов таможенного контроля.
    
    Деятельность таможенных органов и их ведомственных экспертных подразделений, созданных в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", не подлежит лицензированию.
    
    Однако при подготовке, назначении, производстве экспертиз, а также оценке результатов деятельности экспертов (заключений экспертов) должностным лицам, ведущим производство по административным либо уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, следует неукоснительно соблюдать действующие нормы административного и уголовного права и не допускать случаев использования доказательств, полученных с нарушением закона.
    
    В случае же проведения таможенными органами оценочных экспертиз на основании договора (сделки), что формально допустимо в соответствии с положениями ст.9 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", последний должен отвечать обязательным требованиям, изложенным в ст.10 Закона. В частности, в договор должны быть включены сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности, а также сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. В данном случае таможенные органы вступают в гражданско-правовые отношения и являются стороной договора (сделки).
    
    В то же время, в соответствии с п.7 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429, Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг.
    
    

Начальник Управления таможенных
расследований и дознания ГТК России
генерал-майор таможенной службы
А.А.Шабунин

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование