- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Учет процентов с задолженности по налогам
и сборам при реструктуризации
Вопрос:
Возможно ли отнесение суммы процентов, уплаченных ООО на основании решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, к внереализационным расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Ответ:
Подпунктом 2 п.1 ст.265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст.269 НК РФ. На основании ст.269 под долговым обязательством понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от их оформления. В соответствии с ГК РФ кредитом является предоставление средств на возвратной и возмездной основе. Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам и сборам не является кредитом, предусмотренным ГК РФ. Реструктуризация задолженности юридического лица по налогам и сборам не является также и налоговым кредитом.
В соответствии с п.1 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно части 1 ст.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 этого Кодекса. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" принято во исполнение Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Следовательно, постановление является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения (п.2 ст.3 БК РФ), а не актом законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением N 1002, не относятся к расходам, предусмотренным пп.2 п.1 ст.265 НК РФ, и, следовательно, не подлежат включению в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.
Г.Фрезе,
главный государственный
налоговый инспектор,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета",
N 39(667), сентябрь, 2004 год
24 сентября 2004 года N Э4796