- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Налоговая инспекция требует снять вывеску
Вопрос:
На фасаде продовольственного магазина, над входом, висит вывеска с наименованием подакцизного товара и его ценой. Налоговая инспекция требует эту вывеску снять, мотивируя тем, что согласно Закону "О рекламе" реклама подакцизных товаров запрещена. Правомочны ли требования налоговой инспекции?
Ответ:
Основным нормативным документом, регулирующим производство, размещение и распространение рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе".
Согласно ст.2 данного Закона рекламой признается "распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний".
Как правило, вывеска содержит сведения о предприятии или товаре и обычно представляет собой плакат, стенд или световое табло. Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 108-ФЗ распространение рекламы может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама).
Учитывая данное положение Закона "О рекламе", налоговые органы зачастую считают вывеску рекламой. Однако, хотя вывеска и может способствовать лучшему распространению продукции, тем не менее, ее цель другая - сообщение потребителям необходимых данных в соответствии со статьей 10 Закона РФ от 07.02.92 "О защите прав потребителей".
Так, согласно указанной норме права, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе, весе и объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;
- цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ);
- место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и др.
Таким образом, информация о продаваемом товаре, в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", должна размещаться вне зависимости от желания продавца увеличить объем продаж.
В пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 года N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" суд указал на следующее:
"Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации, независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске".
Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2002 года N А56-14264/02 суд сделал вывод о том, что предприятие обоснованно не относило расходы по изготовлению прайс-листов на затраты на рекламу и не платило налог на рекламу, поскольку прайс-листы распространялись среди потребителей в местах продажи товаров. В связи с этим суд указал, что прайс-листы следует рассматривать как предоставление потребителю обязательной информации о товарах и услугах, а не как рекламу.
Исходя из изложенного, по нашему мнению, требования налоговой инспекции являются неправомерными.
М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90
19 октября 2004 года N А3615