- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий
Вопрос:
Вправе ли должностные лица органов местного самоуправления совершать нотариальные действия в населенных пунктах, где отсутствует нотариус?
Ответ:
В ч.4 ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.
Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (ст.39 Основ).
Согласно п.7 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной 19 марта 1993 года*, нотариальные действия (перечень определен) могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение таких действий.
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Дату следует читать: "19 марта 1996 года" - Примечание .
Следовательно, Инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.
Вместе с тем на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.
Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п.10 ст.54 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на их совершение.
В п.3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов (утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394) устанавливался перечень должностных лиц названных исполнительных органов, уполномоченных совершать нотариальные действия.
Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.
Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.
Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации была закреплена возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
С целью реализации данного конституционного принципа в п.5 ст.4 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в федеральном законе.
Аналогичная позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла отражение в п.7 ст.1125 ГК РФ, согласно которому это право должно быть предоставлено упомянутым лицам на основании закона.
В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий.
Данные акты после вступления в силу Конституции Российской Федерации в части названных норм изменений не претерпели.
Более того, 31 декабря 1995 года была принята новая редакция Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", п.10 ст.5 которого закрепляет полномочия органов местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у них полномочий по их совершению.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.
В силу ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции.
Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, предусмотренным в п.3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394.
7 апреля 2004 года N СП1391
См. Обзор судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации
за четвертый квартал 2003 года
от 07.04.2004 б/н