- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Учет авансовых платежей при определении налоговой базы по налогу на прибыль
Вопрос:
Ряд коммерческих организаций создает фонд. Финансирование фонда основано на добровольном перечислении авансовых платежей организациями-заказчиками на осуществление работ природоохранного характера с отнесением их на материальные расходы в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации. Просим подтвердить нашу позицию или изложить свое мнение по указанному вопросу.
Ответ:
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
В соответствии со статьей 246 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. Фонд как некоммерческая российская организация является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.
При этом положения главы 25 Кодекса содержат исчерпывающие (закрытые) перечни доходов и расходов организаций, не учитываемых для целей налогообложения прибыли.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы фонда не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы.
Таким образом, для фонда не являются доходами, учитываемыми для целей налогообложения прибыли, добровольные взносы учредителей фонда, используемые им по целевому назначению, т.е. в рамках ведения уставной деятельности.
По вопросу налогообложения добровольно перечисляемых средств в виде имущественных взносов в устав фонда организациями - учредителями фонда сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса для организаций - учредителей фонда не признаются расходами, учитываемыми при определении налоговой базы, расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Перечисление организациями-учредителями добровольных взносов в фонд на осуществление его уставной деятельности производится за счет чистой прибыли этих организаций.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса организации учитывают в составе материальных расходов расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
При отнесении этих расходов к материальным расходам, учитываемым для целей налогообложения, следует руководствоваться Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Перечнем работ (услуг) природоохранного назначения, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 23.02.2000 N 102, т.е. приведенные в указанном подпункте статьи 254 Кодекса затраты строго регламентированы действующим российским законодательством.
Учитывая изложенное, считаем неправомерными действия организаций - учредителей фонда по установлению в качестве источника финансирования фонда части материальных затрат этих организаций, учитываемых при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
Одновременно сообщается, что расходы организаций в виде авансовых платежей (предварительная оплата) согласно пункту 14 статьи 270 Кодекса не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Р.Н.Митрохина,
Министерство финансов Российской Федерации
10 декабря 2004 года N МВ2615