- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Вопрос:
В связи с обращениями в Рособрнадзор государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности, просим дать разъяснение о необходимости взимания государственной пошлины, предусмотренной п.5 ст.2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 02.11.2004 N 127-ФЗ, за совершение уполномоченными органами исполнительной власти действий, связанных с лицензированием образовательной деятельности.
Лицензирование как процедура, на основании которой образовательному учреждению предоставляются право ведения образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, предусмотрено п.6 ст.33 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1 в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ с последующими изменениями.
Названный Закон предусматривает выдачу уполномоченным органом исполнительной власти лицензии на право ведения образовательной деятельности на основании заключения экспертной комиссии (п.7 ст.33). Экспертная комиссия создается уполномоченным органом исполнительной власти по заявлению учредителя (п.8 ст.33). Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем образовательного учреждения (п.11 ст.33).
Нормы, предусматривающей необходимость внесения учредителем или образовательным учреждением государственной пошлины или иного сбора, данным Законом не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий установлена ст.15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ, однако действие упомянутого Федерального закона согласно п.2 ст.1 на образовательную деятельность не распространяется.
Согласно ст.333_16 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается взимание государственной пошлины:
а) с плательщиков, каковыми согласно п.1, п.2 ст.333_17 признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий;
б) при обращении плательщиков в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, за совершением в отношении них юридически значимых действий.
Согласно упомянутым выше нормам законодательства об образовании:
а) образовательным учреждениям полномочия по обращению в государственные лицензирующие органы за совершением юридически значимых действий, связанных с выдачей им лицензий, не предоставлены;
б) обращаются в государственные лицензирующие органы учредители образовательных учреждений, в отношении которых юридически значимые действия, связанные с выдачей лицензий, не совершаются;
в) юридически значимые действия, связанные с лицензированием, совершаются в отношении иных лиц - образовательных учреждений, а не тех, кто обращается за их совершением - учредителей.
Согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).".
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие взимание государственной пошлины за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий с плательщиков государственной пошлины, не применимы к сфере образовательной деятельности.
К этому можно добавить, что более 90 процентов образовательных учреждений составляют государственные и муниципальные школы и детские сады. В большинстве случаев учредителями образовательных учреждений выступают государственные органы исполнительной власти и органы местного (муниципального) самоуправления, а именно:
Правительство Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального подчинения, образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования для взрослых;
органы местного (муниципального) самоуправления - для образовательных учреждений дошкольных, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего /полного/ общего образования), специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждений дополнительного образования детей, других учреждений, осуществляющих образовательный процесс.
Представляется, что указанные категории учредителей образовательных учреждений не могут быть отнесены к перечню плательщиков государственной пошлины, указанных в п.1 ст.333_17 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным и на основании п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации прошу дать разъяснение территориальным налоговым органам о нераспространении правовых норм главы 25_3 Налогового кодекса Российской Федерации на лицензирование образовательной деятельности.
Руководитель
В.А.Болотов.
Письмо Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки,
Министерство образования
и науки Российской Федерации
от 3 марта 2005 года N 01-87/05-01
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2005 года N 03-06-03-03/27
[По вопросу уплаты государственной пошлины за действия,
связанные с лицензированием образовательной деятельности]
Минфин России рассмотрел ваше обращение от 3 марта 2005 года N 01-87/05-01 по вопросу уплаты государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием образовательной деятельности, и сообщает.
В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 года вступила в силу новая глава 25_3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - глава Кодекса).
В соответствии со статьей 333_17 Кодекса организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25_3.
Подпунктом 71 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи, а также за исключением действий, связанных с лицензированием организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка, за предоставление долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за предоставление лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за предоставление лицензии судовой радиостанции.
Порядок и условия лицензирования образовательной деятельности установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение).
В соответствии с названным постановлением Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), именуемыми соискателями лицензии.
Согласно подпункту "а" пункта 12 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление учредителя.
При этом в соответствии с пунктом 18 Положения расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются учредителем образовательного учреждения, а лицензия выдается при предъявлении копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за проведение экспертизы и за изготовление бланка лицензии.
Согласно пункту 23 Положения уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется соискателю лицензии в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Также пунктом 26 Положения предусмотрено, что при реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения, или его ликвидации лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.
Таким образом, юридически значимые действия совершаются в интересах образовательного учреждения.
Учитывая изложенное, за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, за предоставление лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, на осуществление образовательной деятельности взимается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 71 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса, а именно, за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается государственная пошлина в размере 300 рублей, за предоставление лицензии - 1000 рублей, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии - 100 рублей.
Согласно статье 29 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" действует в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежит приведению в соответствие с частью второй Кодекса.
С.Д.Шаталов
Текст документа сверен по:
рассылка