почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
18
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


 Вопрос:

    
    18 ноября 2004 года я обратилась с заявлением в нотариальную контору о вступлении в наследство, состоящее из 1/2 доли квартиры по вышеуказанному адресу, оставшееся после смерти 20.08.2004  моего мужа.
    
    Мною были представлены все необходимые документы, однако не истечении 6-месячного срока со дня открытия наследства в выдаче свидетельства нотариусом мне было отказано со ссылкой на ст.333_42 Налогового кодекса РФ - по причине непредставления мной справки о рыночной стоимости квартиры.
    
    Учитывая, что в соответствии с ч.1 п.5 ст.333_38 НК РФ я освобождена от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, т.е. за выдачу свидетельства о праве на наследство в виде 1/2 доли квартиры, а необходимость оценки наследуемого недвижимого имущества необходима именно для исчисления суммы государственной пошлины, то я сочла требование нотариуса незаконным.
    
    Это же подтверждается смыслом указанной выше ст.333_42 Налогового кодекса РФ, констатирующей необходимость контроля налогового органа только за правильностью исчисления и уплатой государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, из чего следует, что оценка недвижимого имущества производится только с целью исчисления и уплаты госпошлины. Но так как я освобождена от ее уплаты, то и оценку наследуемого недвижимого имущества мне производить нет необходимости, что подтверждается и тем, что в российском законодательстве отсутствует норма закона, прямо предписывающая необходимость такой оценки для лиц, освобожденных в аналогичных случаях от уплаты госпошлины.
    
    На основании изложенного и в соответствии со ст.21 НК РФ прошу дать разъяснение по изложенному выше вопросу.
    
    

17 апреля 2005 года

    
    Обращением от 17 апреля 2005 года я, в соответствии со ст.21 НК РФ, просила разъяснить законность требования нотариуса об обязательной оценке наследуемого недвижимого имущества при условии, что законом от уплаты государственном пошлины я освобождена. При этом я исходила из того, что в российском законодательстве отсутствует требование о необходимости такой оценки для лиц, освобожденных от уплаты госпошлины (ч.1 п.5 ст.333_38 НК РФ) и от налогообложения (ст.4 ФЗ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"). А учитывая, что стоимость услуг по оценке наследуемого имущества лицензированными организациями очень велика и оплатить их я не в состоянии, - вследствие чего лишаюсь возможности вступить в наследство.
    
    Вместе с тем, представленную нотариусу в феврале 2005 года справку БТИ от 18.02.2005  о стоимости квартиры нотариус сочла недостаточной и требует провести оценку и лицензированной организацией, что противоречит требованиям пункта 8 ч.1 ст.333_25 НК РФ, предоставляющей право производить оценку недвижимого имущества как организациям, получившим лицензию на эту деятельность, так и организациям по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения, т.е. БТИ.
    
    Исходя из изложенного, повторно прошу разъяснить создавшуюся ситуацию.
    
    

8 июня 2005 года

    
    
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 22 июня 2005 года N 03-06-03-05/36


[По вопросу освобождения наследника (супруги) от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство 1/2 доли квартиры (или части квартиры) при совместном проживании с наследодателем на день смерти]

    
    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение по вопросу освобождения наследника (супруги) от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство 1/2 доли квартиры (или части квартиры) при совместном проживании с наследодателем на день смерти и сообщает.
    
    В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 года вступила в силу глава 25_3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
    
    В соответствии с пунктом 5 статьи 333_38 Кодекса от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти.
    
    Пунктом 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ определен перечень видов жилых помещений, который состоит из трех основных групп жилых помещений: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты.
    
    При этом в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
    
    Согласно пункту 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры могут находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве (долевой собственности) или без определения таких долей (совместной собственности).
    

    Одновременно сообщаем, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в подпункте "ж" пункта 14 постановления от 23 апреля 1991 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании" (с последующими изменениями и дополнениями), приобретение несколькими нанимателями жилой площади в собственность квартиры в силу Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порождает право собственности на квартиру каждого из них и в случае смерти одного из собственников наследники вправе наследовать его долю. Это положение действует независимо от того, приобретена ли квартира в общую собственность или с определением долей.
    
    Исходя из изложенного следует, что лица, проживающие совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжающие проживать в этом доме (этой квартире) после его смерти, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины при выдаче свидетельства о праве на наследство при наследовании жилого дома, части жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, части квартиры.
    
    Что же касается ссылки нотариуса, в вашем обращении, на статью 333_42 Кодекса, что налоговые органы должны осуществлять проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с главой 25_3 "Государственная пошлина" Кодекса взимается государственная пошлина, то сообщаем.
    
    В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 85 Кодекса в налоговые органы от органов, уполномоченных совершать нотариальные действия и (или) нотариусов, осуществляющих частную практику, должна поступать информация обо всех фактах нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения.
    
    Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 предусмотрена ответственность нотариуса за невыполнение обязанностей, возложенных на него частью четвертой статьи 16 названных Основ.
    
    Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333_24 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию в процентах от стоимости наследуемого имущества.
    

    В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333_25 Кодекса для исчисления размера государственной пошлины при совершении нотариальных действий стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.
    
    Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы являются органами, уполномоченными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" осуществлять оценку объектов недвижимого имущества.
    
    Согласно статье 7 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
    
    Поскольку порядок определения стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков) для целей налогообложения ни Кодексом, ни другими федеральными законами не установлен, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), может быть применена рыночная стоимость таких объектов.
    
    Учитывая изложенное, плательщик государственной пошлины вправе воспользоваться на выбор как рыночной стоимостью, определяемой организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), так и инвентаризационной стоимостью, определяемой территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
    
    Таким образом, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333_25 Кодекса, нотариусами для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на приватизированную квартиру может, по выбору плательщика государственной пошлины, применяться как инвентаризационная стоимость квартиры, определенная организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества, так и рыночная стоимость квартиры, определенная организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости (независимыми оценщиками).
    
    Также согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 декабря 1991 года N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон) нотариусы обязаны представлять в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
    
    В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного Закона оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями.
    
    В связи с этим, нотариус обязан потребовать от вас справку органа коммунального хозяйства об инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры для представления ее в установленном порядке налоговому органу по месту вашего жительства в целях исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
    
    Однако статьей 4 Закона предусмотрено освобождение от уплаты налога некоторых категорий граждан. Так, от налогообложения освобождаются супруги, если имущество перешло в порядке наследования пережившему супругу или дарения имущества одним супругом другому (независимо от того, проживали супруги вместе или нет).
    
    

Заместитель директора
Департамента
А.И.Иванеев



Текст документа сверен по:
рассылка

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование