- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Налог на рекламу в Санкт-Петербурге
Вопрос:
Как осуществляется регулирование налога на рекламу на территории Санкт-Петербурга?
Ответ:
Налог на рекламу в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) относится к числу местных налогов. Согласно пункту 4 указанной статьи налог на рекламу устанавливался решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. Исключением из указанного правила являются города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, поскольку на территории этих городов федерального значения в силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 5 февраля 1998 года "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации":
"Из статей 5 (части 2, 3), 72 (пункт "и" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами местных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем органов местного самоуправления. Установление налога органом местного самоуправления означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень местных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление местного налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.".
Приведенная позиция Конституционного Суда РФ означает, что при введении налога на рекламу (с учетом особенностей установления и введения данного налога на территории Санкт-Петербурга) органы законодательной власти Санкт-Петербурга обладают остаточными полномочиями и могут лишь конкретизировать положения федерального законодателя об объекте налога на рекламу, но не формировать объект данного налога по своему усмотрению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В качестве такого объекта подпункт "з" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" называет стоимость услуг по рекламе.
На территории Санкт-Петербурга регулирование взимания налога на рекламу осуществлялось до 01.01.2005 решением Малого совета Санкт-Петербургского городского СНД от 21 мая 1992 года N 149 "О налоге на рекламу". В соответствии с пунктом 2 указанного нормативного правового акта: "Объектом обложения налогом является стоимость услуг по рекламе продукции (работ, услуг) без учета суммы налога на добавленную стоимость. При этом стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу, применяемому во внешнеэкономических операциях (коммерческому курсу Центрального банка России) на день перечисления средств с валютного счета или выплаты из кассы предприятий".
Поскольку в самом нормативном правовом акте о налоге на рекламу понятие "стоимость услуг по рекламе" не раскрывается, в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ следует применять законодательство о рекламе.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе": "Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний". Из указанного определения следуют признаки рекламы:
1) это информация о лице, товарах, работах или услугах, идеях и начинаниях;
2) эта информация не имеет конкретного адресата (рассчитана на неопределенный круг лиц);
3) целью размещения указанной информации является формирование или поддержание интереса к лицу, товарам, работам, услугам идеям или начинаниям.
Таким образом, разработка, издание и распространение иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, открыток может быть признана рекламой только в том случае, если информация, изложенная в указанных изданиях, отвечает признакам рекламы так, как она определена в статье 2 Федерального закона "О рекламе".
Кравцова О.Е., юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85
14 июля 2005 года N Ю8138