- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Публикация музейных предметов и музейных коллекций в печатных изданиях
не является рекламой
Вопрос:
Может ли информация, размещенная в иллюстрированных прейскурантах, каталогах, брошах, альбомах, проспектах, на плакатах и открытках, выпуск которых осуществляет музей, быть рассмотрена в качестве рекламы по смыслу Федерального закона "О рекламе"?
Ответ:
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" целями создания музеев в Российской Федерации являются:
- хранение музейных предметов и музейных коллекций;
- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
- изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности. При этом указанная статья прямо предусматривает, что создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.
В силу статьи 36 указанного Федерального закона право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции. Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Понятие публикации музейных предметов и музейных коллекций раскрыто в статье 3 Федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ", в соответствии с которой публикация - это одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей. При этом музейным предметом признается культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление; музейная коллекция - это совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам; культурные ценности - это предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" к числу культурных ценностей отнесены:
- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
- художественные ценности, в том числе:
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
- произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
- изделия традиционных народных художественных промыслов;
- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
- редкие рукописи и документальные памятники;
- архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
- уникальные и редкие музыкальные инструменты;
- почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеoнтология;
- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Следует обратить внимание, что публикация музейных предметов и музейных коллекций как культурных ценностей - это не только право соответствующего музея, за которым закреплены культурные ценности, и не только основной вид деятельности музея, но и его обязанность. Такой вывод прямо следует из определения музейного предмета, данного в статье 3 Федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ", а также статьи 16 названного Федерального закона, в которой использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях предусмотрено в качестве обязанности музеев.
Из всего вышеизложенного следует, что информация, размещенная в иллюстрированных прейскурантах, каталогах, брошах, альбомах, проспектах, на плакатах и открытках, по ряду признаков не может быть рассмотрена в качестве рекламы по смыслу статьи 2 Федерального закона "О рекламе".
Во-первых, информация в указанных изданиях касается не товаров, работ, услуг, идей и начинаний, а закрепленных за музеем музейных предметах и музейных коллекций. В принципе действующим законодательством РФ не исключена возможность отчуждения культурных ценностей, а следовательно, выступление их в качестве товаров. Однако для целей налогообложения термин "товар" специально определен пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ, в силу которого товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Из представленных изданий не следует, что культурные ценности, опубликованные в них, реализуются или предназначены для реализации. Следовательно, для признания их товаром оснований не имеется.
Не имеется в данном случае оснований считать, что в представленных изданиях содержится информация о каких-либо услугах либо работах.
Во-вторых, отсутствует такой квалифицирующий признак рекламы, как цель распространения информации. Целью размещения рекламной информации является формирование или поддержание интереса к лицу, товарам, работам, услугам идеям или начинаниям. В данном случае основной целью размещения в представленных изданиях информации о культурных ценностях является публикация предметов культуры и музейных коллекций в том ее понимании, которое закреплено в Федеральном законе "О музейном фонде РФ и музеях в РФ", т.е. осуществление музеем своего основного вида деятельности и исполнение обязанности, предусмотренной статьей 16 Федеральном законе "О музейном фонде РФ и музеях в РФ". При этом отметим, что статья 3 Федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" под публикацией культурных ценностей понимает не только их размещение в печатных изданиях, но и любые иные формы демонстрации культурных ценностей, в том числе публичный показ в помещениях музея и за его пределами, показ по телевидению, распространение в электронном виде и другими способами. Если сделать предположение о том, что публикация культурных ценностей в печатных изданиях является распространением рекламы, то необходимо сделать вывод, что и остальные виды публикации культурных ценностей, осуществляемые музеями, являются рекламой. То есть при таком толковании следовало бы признать, что рекламная деятельность музеев является основной их деятельностью. Такой вывод уже сам по себе является абсурдным и, более того, прямо противоречит статье 27 Федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ", предусматривающей, как уже отмечалось, что создание музеев в иных целях, помимо прямо поименованных в названной статье, не допускается.
Таким образом, следует признать, что размещение культурных ценностей в печатных изданиях музеем является одним из способов их основной деятельности - публикации культурных ценностей, которая по своей правовой природе не идентична рекламе. Следовательно, публикация музейных предметов и музейных коллекций в печатных изданиях не является рекламой, а стоимость таких публикаций не является объектом налогообложения налогом на рекламу.
Кравцова О.Е., юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85
14 июля 2005 года N Ю8139