- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду
Вопрос:
Наша фирма занимается распространением программного обеспечения (бухгалтерские программы). Арендуем офис, в котором есть несколько компьютеров, телефонов, розеток, светильников и пр. Ни торговли, ни прочих видов деятельности. Представители экологического надзора потребовали представить расчет платежей "за загрязнение окружающей среды". Разъясните, пожалуйста, какие вообще нормы мы нарушаем/не нарушаем, за которые должны/не должны платить?
Ответ:
Прежде чем говорить о нормах, отметим, что указанные платежи определением Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.02 N 284-О признаны платежами неналогового характера.
Следовательно, контролируют эти платежи не налоговые органы, а специальная федеральная служба. Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 1024-р Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору переданы в ведение управления округов, управления и инспекции Госгортехнадзора РФ и межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора РФ.
Тем не менее, согласно ст.16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Как отмечено, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2005 года N Ф04-9546/2004(7709-А75-19):
Плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и обеспечивает затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды. Ответственность предприятия по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду относится к гражданско-правовой ответственности.
Согласно п.2 ст.16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
При этом, по Закону N 7-ФЗ, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на должен устанавливаться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 344 от 12 июня 2003 года установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив, и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть по выбросам, находящимся в пределах установленных лимитов.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками утверждены приложением N 1 к постановлению Правительства N 344.
Изучив этот документ, Вы увидите, что с необходимостью вносить плату за загрязнение сталкиваются не только крупные предприятия, но и достаточно маленькие фирмы, если у них, например, имеется транспорт, работающий на дизельном топливе или сжатом (сжиженном) газе.
Если же Ваша организация не производит выбросы веществ, поименованных в постановлении Правительства N 344, то, по нашему мнению, она не должна платить никаких платежей.
Подпункт 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса позволяет налогоплательщику включить в расходы платежи за предельно допустимые выбросы. Эти нормативы (лимиты) природопользователь обязан согласовать с территориальным подразделением Минприроды России.
Таким образом, платежи за загрязнение сверх норматива (лимита) в составе материальных расходов учесть уже нельзя (см. п.4 ст.270 НК РФ).
Однако лимиты негативного воздействия на окружающую среду могут быть установлены только при наличии у природопользователя разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и вредные воздействия на атмосферный воздух. Такой документ выдает Ростехнадзор (п.5.3.4 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401).
Если же у организации разрешения нет, то загрязнения в полном объеме считаются сверхлимитными (п.6 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632). А это приведет к тому, что размер платежей будет впятеро больше (п.5 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632).
М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90
16 августа 2005 года N А3984